Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ющенко совершает ошибку

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чрезвычайно обнадеживающие перемены на Украине неизбежно сопровождаются и некоторыми явлениями, вызывающими беспокойство. Избранный президент Виктор Ющенко обещал наладить дружественные отношения с Россией и русскоязычным Юго-Востоком Украины. Как бы ни был велик соблазн 'покарать' Россию, ему необходимо выполнить это обещание

Чрезвычайно обнадеживающие перемены на Украине неизбежно сопровождаются и некоторыми явлениями, вызывающими беспокойство. Избранный президент Виктор Ющенко обещал наладить дружественные отношения с Россией и русскоязычным Юго-Востоком Украины. Как бы ни был велик соблазн 'покарать' Россию, ему необходимо выполнить это обещание.

Вместо этого мы стали свидетелями опасного шага: на новогодних торжествах он стоял на трибуне рядом с президентом Грузии Михаилом Саакашвили - лидером грузинской 'революции роз', состоявшейся в ноябре 2003 г. Для россиян это все равно что красная тряпка для быка.

Саакашвили приехал в Киев, чтобы 'подышать воздухом революции' и побеседовать с ее прежними и новыми лидерами. Это его право. Однако совершенно незачем было устраивать так, чтобы он стоял рядом с Ющенко и вместе с ним выступал перед революционно настроенной толпой на Площади независимости. Подобные символические жесты могут помешать Ющенко добиться примирения с Россией - да и с 40% украинцев, проголосовавших за кандидата, более ориентированного на Россию.

Конечно, в ходе предвыборной кампании Ющенко заявлял, что будет стремиться поддерживать хорошие отношения с Россией; но то же самое говорил и Саакашвили до прихода к власти. Однако Ющенко должен продемонстрировать россиянам и жителям Восточной Украины, которым официальная пропаганда усиленно представляла его в качестве фанатика-русофоба, что он, в отличие от Саакашвили, выполняет свои предвыборные обещания о примирении.

Для этого Ющенко необходимо дистанцироваться от Саакашвили. Последний, придя к власти, вскоре взял курс на конфронтацию с Россией. Он занял бескомпромиссную позицию в отношении восстановления суверенитета Грузии над Абхазией и [Южной - прим. перев.] Осетией. Их фактическое отделение стало следствием позиции, занятой первым правящим режимом независимой Грузии во главе с ультранационалистом Звиадом Гамсахурдия: он отказался войти в возглавляемое Россией Содружество независимых государств, разорвал нормальные отношения с Москвой и спровоцировал конфликты практически со всеми национальными меньшинствами, проживающими в стране. За сецессию Абхазии и Осетии несут ответственность как Россия, так и сама Грузия.

Позднее преемник Гамсахурдия президент Эдуард Шеварднадзе восстановил нормальные отношения с Россией и не нарушал спокойствия на 'проблемных' территориях. Однако Саакашвили, придя к власти, не только начал настойчиво воплощать в жизнь национальные притязания Грузии: он быстро перешел к лобовому столкновению с Россией относительно этих двух регионов и выступал с угрозами эскалации конфликта - в результате возникли опасения, что дело дойдет до войны. Он с немалой энергией пытался навязать свои аргументы Западу; в прессе высказывались предположения, что он надеялся убедить Запад возложить на Россию вину за любые военные столкновения и поддержать Грузию в случае войны. К счастью, его пыл удалось охладить - не в последнюю очередь благодаря предостережениям Соединенных Штатов о том, что они не встанут на его сторону, если Саакашвили спровоцирует конфликт с Россией.

Саакашвили по-прежнему не проявляет признаков осознания того факта, что в данной ситуации на карту поставлены не только интересы Грузии и ее национальных меньшинств, но и законные интересы России. Он не выдвигает никаких компромиссных предложений, учитывающих российские интересы, несмотря на бесспорный факт глубокой вовлеченности России в события на этих территориях. И никто не может гарантировать, что предостережения извне способны сдерживать его достаточно долго.

Ющенко может с полным правом ожидать, что отношения с Россией у него сложатся лучше, чем у Саакашвили. Отказываться от такой возможности было бы просто глупо. Своими действиями в настоящий момент Ющенко может либо подтвердить, либо опровергнуть представление о себе, сложившееся у жителей Восточной Украины и россиян в результате предвыборной пропаганды. Именно сейчас он формирует в их глазах свой устойчивый образ.

Если бы в ходе предвыборной кампании избиратели ставили между Ющенко и Саакашвили знак равенства, а Саакашвили продолжал бы конфронтацию с Россией, украинский народ скорее всего проголосовал бы против Ющенко: мало кто из украинцев хочет, чтобы их лидером стал человек, способный втянуть страну в войну с Россией.

В качестве избранного президента Ющенко должен предпринимать конкретные шаги противоположного, примирительного характера. Ему следует учитывать законные интересы России и добиваться конструктивного компромисса с ней.

Соединенные Штаты, НАТО и 25 стран-участниц Европейского союза должны дать понять, что, в случае сползания Украины к конфронтационному курсу, они будут подталкивать Ющенко к компромиссу и сотрудничеству - точно так же, как они действовали в отношении Саакашвили. Это позволило бы успокоить российскую сторону.

Но прежде всего Запад должен продемонстрировать, что не станет поощрять Ющенко, если тот будет проводить политику интеграции с Западом в ущерб российским интересам. И речь идет не только о сознательных действиях в ущерб России: главная проблема состоит в том, что это может произойти абсолютно непреднамеренно. Если Запад в отношении интеграции Украины пойдет по линии наименьшего сопротивления, не сопровождая ее конструктивными усилиями по сочетанию интеграции Украины с Западом и развития украинско-российских связей, законным интересам России может быть нанесен серьезный урон.

Избежать этой опасности можно - повторюсь - за счет творческих усилий, призванных примирить между собой эти два 'интеграционных уравнения'. На первый взгляд такой путь кажется очевидным и несложным, но на деле он потребует немалой политической 'силы воли' от натовской и еэсовской бюрократии. Пройдя в 1990х через сложный процесс согласования позиций относительно способов расширения обеих организаций, их руководящие органы стараются больше не поднимать этот вопрос, опасаясь, что в противном случае им придется повторять всю процедуру заново, причем без каких-либо гарантий, что им и на этот раз удастся добиться консенсуса.

К счастью, в случае расширения НАТО и ЕС нет необходимости пересматривать официальную процедуру вступления в эти организации, разработанную в 1990х гг., а именно стандарты, которым должны соответствовать новые страны-участницы. Вместо этого нужно просто серьезнее относиться к таким критериям, как наличие хороших отношений с соседними государствами и уважение к правам этнических меньшинств.

Применительно к трем прибалтийским государствам - Литве, Латвии и Эстонии - эти критерии в том, что касалось их отношений с Россией и собственными русскоязычными меньшинствами. Были воплощены лишь наполовину. В случае с Украиной соблюдения этих стандартов следует добиваться активнее - это позволит обеспечить подлинное примирение с русским национальным меньшинством в стране и реальное улаживание отношений с ее соседом - российским государством. Именно в этом вопросе ЕС и НАТО придется предпринять творческие усилия и проявить силу воли.

Так, Ющенко дал понять о своей готовности рассмотреть вопрос о придании русскому языку статуса второго государственного: Западу следует поощрять шаги в этом направлении. Это принесет огромную пользу, позволив улучшить отношение россиян к Западу, а какие-то негативные последствия подобной меры представить себе трудно - даже несмотря на то, что и на Западе, и на Украине существуют влиятельные лоббистские группировки, которые будут активно выступать против ее воплощения в жизнь.

Для Запада результат подобной политики вполне оправдывает вложенные усилия - да и для самой Украины тоже. Они имеют важное значение с точки зрения будущего единства Украины и будущих отношений между Западом и Россией. К сожалению, практика последнего времени, да и сегодняшние тенденции, не дают особых оснований полагать, что эти усилия будут на деле предприняты.

Айра Строс - координатор от США в натовском Комитете по делам Восточной Европы и России.

____________________________________________________________

Избранные сочинения Айры Строса на ИноСМИ.Ru

Путин и приливная волна паранойи ("The Globalist", США)

Признание победы Ющенко отвечает истинным интересам России ("Untimely Thoughts", США)

Грузия, Украина и США ("United Press International", США)

Средняя Азия: Отношения с Россией, основанные на принципе "позитивной суммы" ("In The National Interest", США)

Что такое Большая Восьмерка, и почему в нее входит Россия? ("In The National Interest", США)

Атлантический момент России? ("In The National Interest", США)

Прибалты зарывают топор войны с Россией ("The Washington Times", США)

__________________________________________________________

Архив ИноСМИ.Ru

Не очень хороший способ начинать демократию ("The Guardian", Великобритания)

Будущее Украины видится оранжевым ("The Economist", Великобритания)

Почему Ирак не Украина ("Le Monde", Франция)

Кадровая карусель в Киеве ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Экспорт украинского чуда ("Los Angeles Times", США)

Первым вызовом для Ющенко является "дисфункциональная" экономика ("The International Herald Tribune", США)

В ожидании демократии ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Киевский вакуум ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

'Оранжевые' пробуют в Белоруссии ("Der Tagesspiegel", Германия)

Наконец-то, Ющенко - президент ("The Economist", Великобритания)

Может ли демократия укорениться в Киеве? ("Le Figaro", Франция)

Украина ("The Wall Street Journal", США)

Кремль лишь с виду груб, но в душе - мягок и демократичен ("El Pais", Испания)

Ющенко строит далеко идущие планы, но пока его ждут еще большие проблемы ("United Press International", США)

Стратегия домино ("Les Echos", Франция)

Демократия на Украине ("The Miami Herald", США)

Новая глава в истории Украины ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)

Украина, далеко ходить не надо ("El Pais", Испания)

Украина: Вздох облегчения в Европе ("Der Tagesspiegel", Германия)

Мирная революция на Украине - определяющий момент для всей Европы ("The Financial Times", Великобритания)

Размышления России ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Украина: триумф демократии и геополитический катаклизм ("El Mundo", Испания)

Пугающее будущее Ющенко ("United Press International", США)

Испытательный полигон - Украина ("Der Standard", Австрия)

Ющенко ставит во главу угла дух компромисса ("The Financial Times", Великобритания)

Наконец-то, результат, который возвращает Украине чувство собственного достоинства ("The Independent", Великобритания)

Политические провалы Путина ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Украина: оранжевое Рождество ("The Washington Times", США)

Мирная революция на Украине - определяющий момент для всей Европы ("The Financial Times", Великобритания)

Ющенко предстоит четвертый тур ("Le Figaro", Франция)

Украина: Победили, и что теперь? ("Handelsblatt", Германия)

Украина завоевала принадлежащее ей по праву место в Европе ("The Independent", Великобритания)

Постсоветская демократия: Кроме Украины, повсюду картина мрачная ("The International Herald Tribune", США)

Украина и весь мир ("The Times", Великобритания)

Конец 'красных директоров' ("Berliner Zeitung", Германия)

Больше глобальная чистка, чем революция ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Молчание Москвы по поводу выборов на Украине ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)

Оранжевые вызовы ("The Guardian", Великобритания)

Президент Виктор Ющенко ("The New York Times", США)

Результаты выборов на Украине: триумф демократии и прогресса ("The Times", Великобритания)

Повзрослевшие украинцы ("Frankfurter Rundschau", Германия)

Оранжевая революция ("The Wall Street Journal", США)

Виктор Ющенко: Украинцы заслужили право сами выбирать свою судьбу ("The Financial Times", Великобритания)

Вызовы, стоящие перед Оранжевой революцией ("The Financial Times", Великобритания)

Украина - оранжевая ("El Pais", Испания)

Украина пошла ("La Vanguardia", Испания)

Украинский премьер-министр отказывается признать свое поражение на выборах ("The Guardian", Великобритания)

Ющенко - их кандидат, но их чемпион - Кличко ("The Times", Великобритания)

Майкл Макфол: Своей свободой Украина обязана журналистам ("Mercury News", США)

Хиллари Клинтон: Америка должна встать плечом к плечу с Украиной ("The Financial Times", Великобритания)

Урок Украины ("Le Monde", Франция)

Потребность в энергоносителях укрепляет связь Украины с Россией ("The International Herald Tribune", США)

Украина: Все еще впереди ("Financial Times Deutschland", Германия)

Приготовимся к мести Путина ("ABC", Испания)

А что дальше? ("The Guardian", Великобритания)