Остается самое сложное. Как и предполагалось, избранный 62,3% голосов президентом Палестинской автономии Махмуд Аббас обладает бесспорной легитимностью для проведения в жизнь своей программы, которая имеет целью, прежде всего, возобновление мирного процесса с Израилем. После четырех лет смертоносного восстания палестинское общество возлагает все свои надежды на этого человека, стоящего за 'демилитаризацию' интифады, умеренность которого заслужила поддержку мирового сообщества. 'Израиль хочет Абу Мазена (боевое прозвище Махмуда Аббаса), мы дали ему Абу Мазена', - прокомментировал вчера Раед, палестинец из Иерусалима. Несмотря на большую победу, преемник Ясира Арафата понимает, до какой степени у него мало места для маневра.
Конкретные шаги
С одной стороны, его избиратели ждут быстрого улучшения условий жизни, конкретных шагов, вроде ликвидации десятков препятствий, отравляющих им повседневную жизнь, прекращения рейдов израильской армии и освобождения примерно 10 000 заключенных. С другой стороны, израильское правительство требует от него незамедлительного усмирения палестинских вооруженных группировок. Ариэль Шарон заявил вчера утром, что он будет судить о Махмуде Аббасе 'по тому, как он будет бороться с терроризмом и уничтожать его инфраструктуры'. По этому вопросу он как раз решительно противостоял организации Хамас во время своей предвыборной кампании, предупреждая при этом Израиль, что от него не следует ждать, что он возьмет в руки оружие, направленное против других палестинцев.
Отношения нового президента с мощным исламистским движением являются одним из ключевых моментов его успеха или его поражения. Хамас, призывавшая к бойкоту выборов и предательски заметившая, что Махмуд Аббас был избран менее чем одним членом всего личного состава избирателей из двух, заявила, что готова работать с новым президентом, отбросив даже саму идею о 'перемирии'. Однако президент не теряет надежды убедить исламистскую партию, используя приманку парламентских выборов, назначенных на 17 июля, в которых Хамаса впервые собирается принять участие. Во время своего эфемерного пребывания на посту премьер-министра в течение лета 2003 года Махмуду Аббасу удалось добиться перемирия, которое длилось 52 дня и закончилось из-за направленных ударов израильской армии, а затем убийства в Ашкелоне. В то время палестинскому руководителю не удалось добиться в обмен последовательных действий со стороны израильтян. Теперь не надо принимать в расчет Ясира Арафата, создававшего препятствия для его действий, и у Махмуда Аббаса развязаны руки, чтобы воцарились 'закон и порядок' и была проведена столь долгожданная народом реформа, благодаря которой была бы восстановлена судебная система и началась бы реальная борьба с коррупцией внутри автономии. Его решение поставить во главе правительства Ахмеда Курея (Абу Алаа) говорит о том, что он склонен к постепенному решению проблем, а не к шоковой терапии.
В противоположность тому, что предшествовало лету 2003 года, Махмуд Аббас знает, что может рассчитывать на более твердую поддержку мирового сообщества, единодушно приветствовавшего его избрание как знак 'надежды'. Легитимность, проявленная на этих выборах, самых демократичных в арабском мире, дает ему некоторое преимущество перед Ариэлем Шароном, чей авторитет подорван мятежом значительной части его собственной партии Ликуд и особенно все более и более громкими протестами колонистов, которые должны быть переселены в течение лета.
'Мудрый человек'
Предполагая, что 'Израиль не будет возлагать на себя какие-либо обязательства' из-за прекращения огня палестинскими группировками, Шарон предложил 'возобновить сотрудничество на уровне глав служб безопасности (с палестинцами) и скоординировать вопросы, связанные с планом эвакуации' из сектора Газа, предусмотренным на лето. Менее сдержанный новый вице-премьер правительства Израиля Шимон Перес приветствовал 'важные перемены': 'Махмуд Аббас будет несгибаемым партнером, но он человек мудрый', который 'выступает против терроризма'. Он высказался о возможных шагах со стороны Израиля, таких как освобождение заключенных и снятие армейских заграждений на оккупированных территориях.
Отныне новоизбранный палестинский президент и израильский премьер-министр хотят встретиться как можно скорее.