Новая политическая картина на Украине оказывает влияние и на религиозную географию в Восточной Европе. Поражение Виктора Януковича во время перевыборов 26 декабря, положившее начало новому этапу взаимоотношений между Украиной и путинской Россией, также обернулось поражением Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, который возглавляет и украинскую Православную Церковь и соперничает за первенство в православном мире с Константинополем - исторической столицей православия.
Всемерная поддержка Московским Патриархом, который является духовным пастырем 12 миллионов православных украинцев (при численности населения Украины - 42 миллиона человек), ставленника России Виктора Януковича не принесла тому победы. Известно, что Патриарх Московский проводит политику, согласованную с политикой Владимира Путина, направленную на сближение Церкви и государства. Президент России нуждается в помощи Церкви, поскольку она имеет широкую народную поддержку - порядка 80 миллионов верующих. Российская Церковь также нуждается в поддержке политической власти для восстановления своей мощи после десятилетий коммунистического правления.
Киев по-прежнему остается городом-символом для православных христиан-славян. И духовная власть России над этим городом распространяется с 988 года с эпохи правления крестившего Русь князя Владимира. Сегодня славянская Православная Церковь готовится к отражению атак протестантов и католиков, которые активно стремятся внедриться в зону ее влияния, и пытается серьезно противостоять приезду Папы Римского на Украину.
Духовная религиозная украинская власть, во главе которой стоит Митрополит Киевский Владимир, и которая подчиняется Московской Патриархии, выступила на президентских выборах за российского ставленника Виктора Януковича. Во время избирательной кампании он попытался этим воспользоваться, взывая к православным ценностям и призывая противостоять западному аморальному влиянию, примером которого, по его утверждению, являлся его соперник Виктор Ющенко. Однако многим украинским священникам и верующим не нравилась промосковская направленность Януковича, и они поддерживали оппозицию, а сейчас задаются вопросом о судьбе своей Церкви и призывают к разрыву связей с Москвой через отделение от Московской Патриархии.
И это еще не все религиозные противоречия между Киевом и Москвой. Их углубляют два обстоятельства. Первое - существование национальной украинской Церкви, к которой примкнули около шести миллионов православных. В 1992 году она отделилась от РПЦ и объявила себя независимой автокефальной Церковью. Сейчас она рада победе оппозиции на выборах, рассчитывая, что та поддержит ее независимость. Усугубляет положение и то, что некий Филарет Денисенко объявил себя патриархом, хотя не имеет на это никаких прав, и в прошлом его обвиняли в сотрудничестве с российской разведкой, за что его ранее отлучили от Церкви.
Говоря о значительном народном давлении, требующем от религиозной власти отделиться от Московской Патриархии, в то же время нельзя забывать о многочисленных козырях, которые находятся в руках у Патриарха Московского и об исторических, демографических, символических, экономических причинах, не позволяющих Московской Патриархии отказаться от своих владений на украинской земле.
Вторая причина, которая осложняет религиозные отношения между Москвой и Киевом, - существующая с 16 века украинская церковь, которая подчиняется Папе Римскому, но сохранила все обряды и обычаи православной церкви. Эта церковь носит название униатской и объединяет около 6 миллионов верующих. Во время правления коммунистов, особенно в эпоху Сталина, униаты сильно пострадали: тогда все принадлежащие им храмы были отданы православной Московской Церкви.
Католическая Церковь на Украине обвиняется в поддержке национального украинского движения и сотрудничестве с фашистами. Но десять лет назад она начала всеми правдами и неправдами расширять и укреплять свое влияние на Украине, вновь открывать свои храмы, религиозные институты. В Львове даже появился единственный в Восточной Европе католический университет. Все эти процессы пользуются большой поддержкой Папы Римского, который оказывал всевозможную помощь в основании католической патриархии в Киеве. Это вызвало сильнейшее недовольство Алексия II и осложнило отношения между Москвой и Римом больше, чем когда-либо.
Религиозные трудности на Украине стали неприятным сюрпризом для Виктора Ющенко, который исповедует православие и связан с Московским Патриархом, но при этом пытается поддерживать все религиозные конфессии, сохраняя монополию православия.
Возможно, выход из религиозного кризиса на Украине лежит в посредничестве патриарха Константинопольского Варфоломея I, у которого сложились отличные отношения с Папой Римским, и пользующегося настоящим уважением всех христианских Церквей, несмотря на то, что, ему не удалось содействовать разрешению сходных проблем в странах Балтии.
В любом случае разрешить христианско-христианские противоречия, и особенно православно-католические разногласия, без серьезного и откровенного диалога между Москвой, Константинополем и Римом невозможно.