LIVE
Invitee Europe!
05 min 05 sec
Беседа корреспондента РФИ, Беатрис Левейе, с Элен Блан, специалистом Национального центра научных исследований (CNRS):
Вопрос: Добрый день, Элен Блан. В эти дни сразу в нескольких городах России проходят митинги против монетизации льгот. Участвуют в них в основном люди пожилого возраста. Каковы их цели, что они ждут от российского правительства?
Э.Б.: Добрый день. Следует напомнить, что до сегодняшнего дня в России действовала система льгот, рожденная еще во времена СССР, когда большинство услуг в стране были бесплатными: бесплатное образование, медицинское лечение, отпуска.
Проблема в том, что в 80-е годы в СССР заработная плата была довольно низкой-около 60 рублей (1 рубль стоил 10 франков), но зато почти все услуги оплачивались государством. Сегодня большую часть предоставляемых услуг оплачивает сам потребитель, а его реальная заработная плата либо не увеличилась, либо возросла незначительно.
С приходом к власти Владимира Путина многое изменилось: регулярно выплачиваются зарплаты, пенсии, пособия и стипендии, в стране наблюдается резкий экономический подъем. К сожалению, это всего лишь видимость: темпы экономического роста достигаются в основном за счет высоких цен на нефть и другие природные ископаемые, а простые люди практически не ощущают особых улучшений жизни.
Около 22% населения России находятся за чертой бедности, уровень жизни еще 65% можно охарактеризовать как 'не хорошо и не плохо'. Причем, с явным креном в сторону первого. . .
Вопрос: После распада СССР значительно осложнилось положение пожилых людей, пенсионеров. Какова ситуация в свете последних реформ, она улучшилась или ухудшилась?
Э.Б.: В целом ситуация с пенсионерами в последние годы несомненно улучшилась, но, тем не менее, основная масса пожилых людей живет 'ни шатко, ни валко', люди стремятся использовать любую возможность получить дополнительный заработок, работают ночными сторожами на заводах, фабриках, в банках, часто существуют за счет ведения 'натурального' дачного хозяйства.
Но, что вызывает наибольшие опасения относительно их будущего, так это недавнее заявление главы Национального пенсионного фонда о том, что около 38 миллионов пенсионеров получать приличные пенсии только после 2027 года! Это означает, что нынешнее поколение пенсионеров НИКОГДА не увидит достойных пенсий!
Вопрос: Так что же, пенсионеры правы, когда выходят на улицы и выдвигают свои требования?
Э.Б.: Социальная политика Владимира Путина направлена на ликвидацию всех льгот и привилегий, 'дарованных' советской системой. Однако, не принято во внимание, что большинство пенсионеров - люди из советских времен Брежнева и Горбачева, привыкшие жить и пользоваться всеми преимуществами социальной политики той эпохи.
Современная молодежь не может реально оценить то, чего они лишаются в результате реформ, однако люди в возрасте от 50 лет в состоянии это сделать.
Вопрос: Несмотря на то, что подавляющее большинство участников митингов протеста составили пожилые женщины, российские власти не изменили себе и опять использовали грубые меры воздействия на собственных граждан. . .
Э.Б.: Это не российские методы. Я назвала бы их советско-российскими. Сегодняшняя Россия не является правовым, а по-прежнему остается силовым государством. Россия Путина-не демократическое государство, в нем принято прибегать к 'старым добрым испытанным методам': жестокость, грубость и репрессии. От них страдают все жители России: будь то не представляющие никакой угрозы для власти пожилые женщины или же маленькие заложники в Беслане. Это всего лишь старый лозунг советского силового аппарата, взятый на вооружение и, возможно, доработанный в недрах ФСБ: 'Подавлять, а не вести переговоры'. Ничего нового. . .
Вопрос: По-вашему, российское общество не испытывает никакого уважения к своим старикам?
Э.Б.: Наоборот, в тех российских семьях, которые мне знакомы, очень бережно и с почтением относятся к 'предкам'. Только в тех семьях, уровень доходов которых никак не позволяет обеспечивать достойную старость, могут отправить стариков в приют.
Дело совсем в другом. К сожалению, россияне живут в период возрождения советской модели общества, при которой жизнь отдельно взятого гражданина не стоит ничего и ничего не значит. Как и во времена СССР. Все это слишком похоже. . .