Конец 'халявы' советской эпохи бьет по популярности Путина; программа второго президентского срока под угрозой
МОСКВА - Проведение Россией далеко идущих базовых экономических изменений в системе социального обеспечения вызвало в этом месяце волну протестов и оставило рубец на казавшейся незыблемой популярности президента Владимира Путина.
Кремль отменил социальные льготы советской эпохи для пожилых людей, инвалидов и других малоимущих групп населения, заменив бесплатный проезд в транспорте, льготы по оплате лекарств и телефонов на денежные выплаты, которые составляют 70 долларов в месяц. Данная мера является частью плана Путина по ликвидации последних остатков старой социалистической экономики. Однако последовавшие за этим демонстрации - крупнейшие за последние годы - могут замедлить его движение в сторону дальнейших перемен.
Сторонники свободного рынка уже давно призывали к перестройке старой системы, которая была неэффективна, уязвима для злоупотреблений и отягощала государство такими обязательствами, выполнять которые оно было не в силах. Однако тот беспорядок, в котором совершается данный переход, показывает, что несмотря на жесткий контроль Путина за всеми ветвями власти, его администрация еще не способна действовать эффективно. Многие люди пока не увидели тех денежных выплат, которые были им обещаны, а те, кто эти деньги получил, говорят, что они совсем не компенсируют тех льгот, которых их лишили.
В результате возникла волна протестов такого масштаба, которого не наблюдалось с 1998 года, когда разгневанные шахтеры ложились на железнодорожные пути в знак протеста против задолженностей по выплате зарплаты. В понедельник сотни пенсионеров в течение нескольких часов блокировали главное шоссе из Москвы в Санкт-Петербург, прежде чем они были рассеяны силами милиции. Такие же демонстрации прошли и в других городах. Пассажиры нападали на кондукторов автобусов, которые пытались брать плату за проезд с пенсионеров. Милиционеры, которые тоже потеряли право на бесплатный проезд, также выразили свой протест.
Путин отреагировал на эти протесты. Вчера он дал указания местному губернатору из Сибири сделать так, чтобы группы населения, пострадавшие от изменений, такие как ветераны труда и жертвы сталинских политических репрессий 'не чувствовали себя оскорбленными'. Путин сказал: 'Мы должны думать о . . . людях'.
Данные изменения омрачили настроение в обществе. Опросы общественного мнения показывают, что количество россиян, считающих, что страна идет по неправильному пути, увеличивается после ряда лет более позитивных оценок. Хотя популярность Путина по-прежнему очень высока, она начинает снижаться.
Данный всплеск общественного недовольства может стать плохим предзнаменованием для путинской программы на второй президентский срок - ведь значительную часть данной программы составляет перестройка институтов советского периода. Готовятся планы, которые заставят россиян платить больше за образование, здравоохранение и вносить большие суммы в пенсионные фонды. Либералы сегодня опасаются, что неправильная реализация изменений в области социальных льгот заставит Путина сделать паузу.
'Дискредитирована сама идея экономических реформ, - говорит бывший министр финансов и ведущий независимый законодатель Михаил Задорнов, - это неизбежно приведет к тому, что следующие крупные изменение - в бюджетной сфере, в области образования и здравоохранения - будут отложены. А это губительно для экономики'.
Первый срок президентского правления Путина был ознаменован мерами по упрощению российского налогового законодательства и по разрешению приватизации земли. Данные шаги дали Путину репутацию реформатора и сторонника свободного рынка. Однако изменения в системе льгот - это первая крупная мера, которая непосредственно коснется десятков миллионов россиян - впервые с 1992 года, когда правительство Бориса Ельцина приняло решение об отмене государственного регулирования цен. Хотя те меры ликвидировали товарный дефицит и открыли путь рыночной экономике, они также привели к гиперинфляции и уничтожили сбережения миллионов россиян. А это в свою очередь вызвало разочарование во всех попытках модернизировать экономику.
Такая же реакция возникает и сегодня.
'Люди верили официальной пропаганде, что данный закон будет хорошим для пенсионеров, - говорит Валерий Гартунг, возглавляющий Российскую партию пенсионеров и являющийся депутатом парламента, - теперь закон введен в действие, и они поняли, что их опять обманули. Они поняли это сразу, как только их начали выталкивать из автобусов и трамваев'.
Рост социальной напряженности пришелся на тот момент, когда экономическая политика, обеспечивавшая успех Путину во время первого президентского срока, ушла в сторону от основного курса. Правительство премьер-министра Михаила Фрадкова, парализованное затянувшейся административной реформой, постоянно откладывает обещанные меры по либерализации энергетического сектора, реформированию банковской системы и изменениям в жилищно-коммунальном хозяйстве. Доверие бизнеса к власти подорвано из-за преследования государством нефтяной компании ЮКОС, в результате вырос отток капитала. Изменения в политике привели к замедлению темпов роста экономики в прошлом году, что поставило под угрозу срыва планы Путина по удвоению российского ВВП в течение десятилетия.
Путин давно заявлял, что российская система социального обеспечения созрела для перемен. 'В условиях рыночной системы старые методы государственной поддержки . . . стали неэффективными, - заявил он в прошлом месяце корреспондентам, - выделялись огромные средства . . . но значительная их часть просто не доходила до людей'. По его словам, федеральные расходы на обеспечение бедных и неимущих в этом году должны увеличиться в шесть раз.
Однако, по словам критиков, данные усилия с самого начала были обречены на провал. В своих предварительных подсчетах министры недооценили количество получателей льгот на несколько миллионов человек. У региональных законодательных органов не было достаточного времени, чтобы подготовить сотни регулирующих актов, необходимых для обеспечения функционирования новой системы.
Наибольшие противоречия вызвало то, что Кремль заставил региональные власти выделять средства для денежных выплат половине из 30 миллионов людей, имеющих право на их получение. Для таких городов как Москва это не проблема: она продолжает субсидировать бесплатный проезд пенсионеров в транспорте. Не проблема это и для богатых нефтью регионов Сибири. Однако некоторые регионы России настолько бедны, что едва могут выплачивать зарплату работникам бюджетной сферы, не говоря уже о выплатах неимущим.
'Более двух третей российских регионов не имеют достаточных денежных средств для таких выплат', - говорит Гартунг.
Предыдущие попытки изменить систему социального обеспечения в России претерпевали существенные изменения, сталкиваясь с жестким сопротивлением законодателей из Государственной Думы. Но прошло несколько лет, в течение которых Путин целенаправленно разрушал демократические институты России, заполнял Думу прокремлевскими партиями, подчинял контролю государства основные телевизионные каналы, - и последние изменения в системе социального обеспечения встретили гораздо меньше публичной критики, когда в августе был подписан закон о введении таких изменений.
'Больше всего пугает то, что никому нет дела, как отнесется к этому народ, - говорит директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов, - эта реформа затрагивает половину населения страны, а они отмахиваются от мнения народа как от назойливой мухи. Они знают, что какими бы глупыми ни были написанные законы, Дума все равно их примет'.