Вечер складывался прекрасно. 18-летний Александр Кулаков шел со своими друзьями на дискотеку. Но из этого ничего не вышло: центр Благовещенска, города в российской республике Башкирия на Южном Урале, оцепили примерно 40 человек в камуфляже и в черных масках. ОМОН, элитное подразделение российской милиции, специализирующееся на борьбе с терроризмом, охотился в Башкирии и в соседнем Татарстане - в обоих регионах проживают в основном мусульмане - на членов запрещенных исламских организаций.
Только в Благовещенске 10 декабря - в Международный день прав человека - были арестованы сотни молодых парней. Сначала сотрудники ОМОНа посреди ночи заявились на дискотеку и избили там всех присутствовавших. Затем начались домашние обыски. Список потенциальных подозреваемых составил участковый милиционер. Девушки, рассказывают свидетели, были вынуждены раздеваться догола на глазах милиционеров. Затем их уводили в одну из комнат и насиловали.
Министерство внутренних дел Башкирии говорило о проведении профилактических мер. Однако то, что свидетели рассказывали правозащитникам и журналистам из критически настроенных средств массовой информации, настолько ужасающе, что это напомнило людям пожилого возраста сталинские 'чистки' в конце тридцатых годов. В отделе милиции, рассказал корреспонденту 'Новой газеты' Кулаков, отправлявшийся на дискотеку, арестованных несколько раз избивали, а затем заставили подписать бланки протоколов допроса. Строптивых подвергали 'особой обработке' в комнате с приглушенным светом, где их, очевидно, жестоко избивали. Один из пострадавших находился долгое время в коме в реанимации, он на всю жизнь останется инвалидом. Об этом сообщили врачи, которым, по информации 'Новой газеты', пришлось оказывать помощь 300 пострадавшим.
Между тем жертвы дали показания, правда, затем многие от них отказались. Чиновники их откровенно предупредили: 'Лучше подумайте еще раз. Правозащитники и журналисты уедут, а вам здесь жить'.