Исследование такого рода, осуществленное среди местных жителей из районов, прилегающих к космодрому Байконур в Казахстане, было проведено впервые. Сегодня о нем рассказал британский журнал 'Nature'. Пока результаты этого эпидемиологического исследования не стали достоянием общественности, но они могли бы наделать много шума, так как его выводы поучительны. Высокотоксичное топливо, распространяемое во время некоторых осуществляемых с космодрома Байконур запусков, скорей всего, является причиной болезней детей, проживающих в прилегающей зоне. Частота случаев некоторых заболеваний, связанных с эндокринной системой или кровью, в зараженной зоне в два раза превышает среднюю по региону.
Эти исследования были проведены учеными из российского государственного вирусологического и биотехнологического центра 'Вектор' из Новосибирска. Они изучили записи в медицинских картах за 1998-2000 год одной тысячи детей, проживающих в двух загрязненных зонах Алтая и одном горном районе юга Сибири, куда падают первые ступени ракет. Они сравнили их с 330 медицинскими картами детей из незагрязненных районов. Команда, возглавляемая Сергеем Зыковым, пришла к выводу, что дети из наиболее подверженной загрязнению зоны примерно в два раза чаще обращались к врачам, и медицинская помощь оказывалась им в два раза более продолжительное время, чем другим детям.
Причина тому - топливо, используемое в некоторых российских ракетах - гидразин, которое, по всей вероятности загрязняет эти районы, выпадая на землю. Больше всего претензий высказывается в адрес российской ракеты 'Протон', поскольку, если в большинстве случаев гидразин используется в качестве топлива для последней ступени, то в 'Протоне' этим топливом заправляется первая ступень, то есть именно та, обломки которой выпадают в атмосферу. В отличие от американских и европейских космических баз, ракеты с которых запускаются в сторону моря, обломки ракет, запускаемых с Байконура, падают на землю.
По словам Сергея Зыкова, классический запуск влечет за собой распыление примерно двенадцати литров несгоревшего топлива в радиусе нескольких квадратных километров. 'Ложка растворенного в бассейне гидразина убьет всякого, кто глотнет этой воды', - поясняет Фабио Карамелли (Fabio Caramelli), инженер из Исследовательского и технологического центра Европейского космического агентства в Ноордвике (Нидерланды).
Журналист из 'Nature' все же подчеркивает, что из заграницы трудно проверить ценность этого исследования, так как не представляется возможным выяснить используемые российскими учеными методы. Работа получила поддержку солидной организации - Международного Научно-технологического центра (МНТЦ) в Москве. Однако российских ученых уже обвиняли в том, что они своими изысканиями сеют панику вместо того, чтобы привлекать западные инвестиции.
Российское космическое агентство 'Росавиакосмос' в своем вчерашнем коммюнике, не отрицая того факта, что загрязнения имеют место, отвергает результаты этого исследования. В нем подчеркивается, что при регулярных наблюдениях за состоянием здоровья местного населения не было отмечено никаких проблем, связанных с запусками ракет. Согласно ему, зоны, о которых идет речь, столь мало населены, что топливо имеет чрезвычайно малое влияние на людей.
По мнению агентства, все связанные со здоровьем проблемы следует отнести скорее всего на счет уровня жизни в алтайском регионе, который ниже среднего по России. И все же, 'некоторые из этих зон официально считаются зонами, подверженными влиянию ядерного полигона в Семипалатинске', утверждает агентство, которое не отрицает того, что, возможно, проблемы со здоровьем указанных детей связаны с проводившимися в советскую эпоху ядерными испытаниями.
И далее: 'Нет никаких причин для замены ракетного топлива на другое, так как все прочие так же вредны для окружающей среды'. Надо заметить, что расположенный в Казахстане космодром Байконур управляется российским космическим агентством 'Росавиакосмос', для которого он является источником значительных доходов.
Что касается американских и европейских космических агентств, использующих космическую базу для запуска различных спутников, то их реакция 'разочаровала' журнал 'Nature'. Nasa заявляет, что оно в курсе этих загрязнений, отмечая при этом, что 'Росавиакосмос' 'сделал значительный шаг вперед', снизив количество выбрасываемого топлива. Со своей стороны Европейское космическое агентство может только похвалить службы Байконура и не несет никакой ответственности за ракеты.
В своей редакционной статье научный журнал призывает эти космические агентства 'задуматься о том, что бы случилось, если бы жители Европы и Соединенных Штатов испытывали проблемы, сравнимые с теми, которые имеются у жителей Сибири'...