Украина стала еще одной страной, решившей выйти из 'коалиции смелых': в понедельник ее президент Леонид Кучма официально отдал приказ своим военачальникам начать вывод из Ирака украинского контингента, составляющего примерно 1600 человек. Никакого удивления это не вызвало - о выводе войск Украина подумывала уже давно. Однако, учитывая, что внимание всего мира все еще приковано к этой стране, а также то, что по численности контингента, размещенного в Ираке, она занимала пятое место после Соединенных Штатов, Великобритании, Италии и Польши, этот шаг просто нельзя не заметить.
Таков конец классического 'брака по расчету'. С самого начала многие предполагали, что президент Кучма вошел в коалицию в основном затем, чтобы своим участием купить готовность Вашингтона сквозь пальцы смотреть на неприкрытую коррупцию, сопровождавшую все его правление. И затем, когда прозападный кандидат-реформатор Виктор Ющенко в тяжелой борьбе на президентских выборах одолел кандидата, выставленного Кучмой, действующий президент, хотя править ему оставалось уже считанные дни, решил, видимо, не отдавать Ющенко политические прибыли от решения выйти из войны, участию в которой противилось подавляющее большинство населения Украины.
Вывод украинских войск наносит серьезный - практически смертельный - удар по широко разрекламированной многонациональной дивизии, которая была развернута в Ираке по инициативе Польши. Первой 'из дела' вышла Испания, а Украина в дивизии имела второй по численности контингент после самой Польши. Также коалиция уже потеряла, кроме прочего, Венгрию, Филиппины и Гондурас, и даже Польша, которую по степени лояльности заокеанскому сюзерену уже давно считают сравнимой разве что с Великобританией, поговаривает о сокращении своего присутствия. В течение нескольких следующих месяцев сократят свои контингенты и несколько других стран.
Большинство стран коалиции участвовали в коалиции разве что для вида, посылая в Ирак по несколько десятков солдат, на что правительство Буша, в отсутствие серьезной международной поддержки своей антииракской кампании, вынуждено было потратить большой политический капитал, упрашивая или заставляя правительства других государств присоединиться к своим войскам в Ираке, чтобы придать своим действиям видимость международной операции. Сильнее всего Вашингтон гордился поддержкой стран, совсем недавно ставших демократическими - якобы потому, что они лучше могли оценить количество манны небесной, которая прольется на Ирак с приходом американцев.
Однако на Украине войну не поддержали ни неправильная 'старая диктатура', ни многообещающая 'новая демократия'. Как и руководство многих других стран, входивших в коалицию, власти Украины в свое время решили, что лучше иметь потенциальный выигрыш от установления хороших отношений с Вашингтоном, чем реальный проигрыш от отказа сотрудничать с ним, и что в любом случае все это скоро закончится. Исход коалиции из Ирака начался, когда они поняли, что все это наверняка закончится совсем не скоро. Иными словами, если ремонт дома для вас ограничивается покраской, не пеняйте ни на кого, когда обвалится потолок.