Handelsblatt: Господин профессор, стала ли Украина после победы Виктора Ющенко ближе к Европе?
Ержи Макков (JERZY MACKOW): Украина после выборов сделала решительный шаг в направлении Европы. Однако, проблемы, удерживающие страну на расстоянии от Европы, не решены. 'Оранжевую революцию' следует, скорее, воспринимать как шанс. Впервые за последние сотни лет эта страна имеет возможность снова сблизиться с Европой.
Handelsblatt: Стала ли более реальной возможность вступления Украины в ЕС?
Ержи Макков: Да, но продолжает существовать проблема нового расширения. Последнее расширение ЕС на восток произошло не так давно, и пока проблем не было. Если ничего плохого не произойдет, то западные европейцы тогда тоже привыкнут к тому, что прием новых стран является долговременным проектом. В отличие от Турции Украина является и всегда была частью Европы.
Handelsblatt: А что с Россией? Растет ли в Москве после 'оранжевой революции' страх перед изоляцией?
Ержи Макков: Растет страх потерять Украину, которую Москва столетиями рассматривала как свою собственность. Не следует строить иллюзий, Украина будет вынуждена десятилетия оставаться в зоне влияния Москвы, в том числе и при новом руководстве, которое стремится к интеграции с Западом. Слишком тесные экономические и политические связи. Ни один реалистично мыслящий политик, такой, как Ющенко, не может думать о том, чтобы вступить в ЕС и заморозить отношения с России.
Handelsblatt: Какие проблемы существуют на восточной границе ЕС?
Ержи Макков: Страны теряют свое особое положение между Востоком и Западом. Они должны брать на вооружение западноевропейские стандарты. Польша, Венгрия и страны Балтии имеют по сравнению с Украиной и Россией очень развитую экономику. Однако прошли времена, когда можно было утешаться этим. Сейчас они должны подходить к себе с мерками Германии, Франции и Италии. Это создает социально-психологические проблемы, рождает чувство недоразвитости.
Handelsblatt: В настоящее время эти страны подтягиваются в экономическом отношении. Что будет, если этот процесс остановится?
Ержи Макков: Люди скажут, ЕС нам ничего не дал. Это опасная ситуация, способная оказать влияние на весь ЕС. Воодушевление по поводу ЕС на Востоке еще велико. Но если на долгое время воцарится настроение недовольства, то в Европе выйдут на поверхность все экономические отличия, в том числе между другими государствами ЕС. Тогда возникнет опасность раскола.
Handelsblatt: Возможно ли такое же развитие, как на Украине, в Белоруссии?
Ержи Макков: Режим в Минске имеет много сходного с режимами на Украине и в России. Он кажется стабильным, это фасад. Относительная популярность Александра Лукашенко ничего не меняет в том, что государство функционирует очень плохо. И к Белоруссии, и к России относится следующее: как только ослабнет знаковая фигура режима, под угрозой окажется система. Острым окажется вопрос о преемнике: как в случае с Кучмой на Украине, как в России в 2008 году, когда Путин официально не сможет баллотироваться в третий раз. Лукашенко сейчас сидит в седле прочно, но удар может быть нанесен с другой стороны. Если он станет больше не нужным Путину, то его не будет уже послезавтра. Но в данный момент на это рассчитывать не приходится.