Трудно не испытать сочувствия к человеку, оказавшемуся в тисках жестокой российской пенитенциарной системы, однако в письме Михаила Ходорковского, напечатанном в декабре в 'Ведомостях' и 'Moscow Times' не содержится ни просьб о снисхождении, ни признания прошлых ошибок. Письмо Ходорковского содержит лишь огульное осуждение нынешнего политического курса России и косвенное оправдание ужасающих злоупотреблений, совершенных против российского государства (да и самим государством) в последние годы ельцинской эпохи, когда Ходорковский и ему подобные пользовались абсолютной властью над страной. У людей короткая память, а потому его обвинения заслуживают ответа.
Ходорковский возмущается алчностью бюрократии, предсказывая, что разозленная толпа скоро потребует обещанных ей хлеба и зрелищ. Возможно, но было бы довольно странно, чтобы народ, молча переживший все унижения 1998 г. - голод, холод, и полную нищету после крушения 'пирамиды', возведенной олигархами - вдруг поднялся на борьбу именно сейчас. Пользуясь его собственной аналогией, заметим, что сегодня у народа есть и хлеб, и зрелища. Что же касается ельцинского режима, то при нем люди не испытывали недостатка в зрелищах - мне лично интереснее всего было наблюдать за залоговыми аукционами: вот только хлеба явно не хватало. Вполне возможно, что бюрократия отличается алчностью, но ведь и государственный бюджет сегодня пополняется. Зарплаты и пенсии, к примеру, теперь выплачиваются полностью и в срок.
Согласимся и с другим его тезисом: новое перераспределение собственности бывшего советского государства - дело действительно небезопасное, но это отнюдь не равносильно моральному оправданию криминального дележа этой собственности в 1990х. Разве это оправдывает приобретение 'ЮКОСа' за 300 миллионов долларов - которые так и не были выплачены - в результате подтасованного аукциона, или кровавый захват 'Апатита'? Какие соображения абстрактной справедливости требуют, чтобы сегодня группе 'Менатеп' было позволено продать половину награбленного концерну 'Exxon' за 30 миллиардов долларов, получив тем самым прибыль в 200%? Хотя по прагматическим соображениям за прошлые преступления и следует объявить амнистию, правила игры изменились: налоги теперь придется платить, с Думы снята табличка 'на продажу', а абсолютную власть уже не купишь за деньги.
Серьезная несправедливость действительно допущена. Но не в отношении 'баронов-разбойников', считавших Россию свой личной собственностью, а в отношении миноритарных акционеров 'ЮКОСа', против воли вовлеченных в жестокую политическую битву, сути которой они и понять-то не могли. Их жалобы вполне законны, но руководство 'Менатепа' несет за сложившуюся ситуацию как минимум такую же ответственность, что и российского государство. Конечно, путинской администрации следовало найти менее разрушительный способ вырвать 'ЮКОС' из лап 'Менатепа', но не стоит забывать и о том, что 'Менатеп' - причем с самого начала - придерживался тактики 'выжженной земли'.
Сотни миллионов долларов были потрачены на ожесточенную кампанию 'черного пиара' против России, на подкуп заслуженных ученых и респектабельных фондов в Москве и за рубежом. Умело используя политтехнологии и работу с прессой - особенно на фоне почти комической неспособности российского правительства донести свою позицию до общественности - 'ЮКОСу' удалось погубить международную репутацию России. Однако далеко не факт, что эта кампания принесла какую-то пользу миноритарным акционерам 'ЮКОСа'. Только чудовищное высокомерие 'Менатепа' помешало ему отказаться от своих акций и попробовать уладить дело полюбовно, и тогда несчастные акционеры уж точно не пострадали бы.
Ходорковский справедливо утверждает, что вся история России отмечена необъяснимым преклонением перед государством и персонификацией власти. Верно, такой характер власти чреват потенциальными опасностями, но разве в период, когда Россия еще только приходит в себя после тяжелейшей хирургической операции - крушения СССР и его сверхдержавного статуса, банкротства коммунистического строя - у простого человека не возникает острая потребность хоть во что-то верить? Разве то, что у Иван Иваныча сегодня есть президент, которым он может восхищаться, в чем-то противоречит естественному порядку вещей? Или Ходорковский до сих пор мнит себя законным наследником престола?
Михаил, модель олигархического капитализма Россия уже испробовала. И этот эксперимент, мягко говоря, не увенчался оглушительным успехом. Возможно, он был неизбежен, но вехами на этом пути стали разорение, дефолт и нужда, разграбление России и обнищание россиян. Где была ваша забота о справедливости и священном праве собственности, когда банк 'Менатеп' объявил дефолт, или когда денежные потоки направлялись в оффшоры, а активы стоимостью в миллиарды долларов перераспределялись между горсткой дружков? Почему только сейчас вы воспылали благородным негодованием? Или просто своя рубашка ближе к телу?
Не будем лукавить, Михаил. Игра уже почти закончена. И борьба разгорелась не из-за налоговых недоимок или из-за того, что вы швырнули пригоршню рублей до смешного недееспособному Григорию Явлинскому. Речь шла о власти. Речь шла о том, кто должен править Россией - олигархи или Кремль. Речь шла о налогообложении нефтяных доходов и о контроле над 'Транснефтью' и 'Газпромом'. Речь шла об основных направлениях топливно-энергетической политики России - единственного эффективного оружия в арсенале российской дипломатии.
Гордыня, конечно, не карается в уголовном порядке, но ее последствия бывают катастрофическими. Нам, бессильно наблюдавшим за разыгравшейся неравной битвой, оставалось только гадать: как человек с таким острым умом мог позволить себе настолько заиграться? Мы без труда определили соотношение сил на шахматной доске, полагая, что и вы на это способны. Впрочем, прецеденты уже были: Березовский и Гусинский.
Вы что думали, русский народ ради вас пойдет на штурм Кремля? Или так решили ваши американские друзья, настолько ослепленные неоимпериализмом, что утратили всякое понимание российских политических реалий? Михаил, вы же россиянин: вы-то должны были понимать, что президенту Владимиру Путину, воспитанному в эпоху Холодной войны, американское вмешательство во внутренние дела России понравится не больше, чем Вашингтону понравились бы попытки Кремля взять под контроль Федеральную резервную систему! Вы что, действительно считали, что, когда наступит момент истины, эти сомнительные 'ангелы-хранители' вступятся за вас?
Михаил, у вас очень странное представление о патриотизме. Да, были и до вас люди, всеми силами боровшиеся против государства, но они хотя бы не прикрывали свои личные интересы патриотическими лозунгами. Ваша смелость просто поражает, и вам удалось натворить немало бед. Но каким образом это способствует формированию в России открытого общества? Вы растоптали то, за что боролись: одержанные вами победы заставили Россию замкнуться в себе, поссорили ее с новообретенными друзьями на Западе. Ваша энергичная борьба против государства способствовала лишь укреплению позиций консервативной фракции 'силовиков'. Добившись желаемого мученического венца, вы не оказали России никакой услуги.
Эрик Краус - глава отдела стратегических разработок инвестиционного банка 'Sovlink Securities'. Данную статью он написал специально для 'Moscow Times'
___________________________________________________________
Избранные сочинения Эрика Крауса на ИноСМИ.Ru
Есть ли жизнь после 'Юкоса' ("The Moscow Times", Россия)
Вернуть письмо отправителю ("The Moscow Times", Россия)