С момента распада Советского Союза, произошедшего тринадцать лет назад, и начала буровых работ в зоне Каспийского бассейна компаниями 'BP' и 'Chevron' термин 'новая Большая игра' стал все чаще употребляться для описания скрытой борьбы между Москвой и Западом за обладание обширными нефтегазовыми ресурсами региона, ставшего снова доступным для западных геологоразведчиков.
Яблоком раздора здесь являются трубопроводные магистрали, и в этом отношении Западные компании всегда стремились нарушить гегемонию России, которая мертвой хваткой вцепилась в систему доставки казахских, азербайджанских и туркменских нефтегазовых носителей на западные рынки.
Справедливости ради необходимо отметить, что американцы вели себя также глупо, как и русские. Несомненно, наиболее удобный маршрут, по которому можно получить доступ к энергетическим запасам Каспийского бассейна, проходит через Иран, на территории которого находятся самые современные в Персидском заливе трубопроводные магистрали, протянувшиеся практически до самого Каспия, и оборудование для налива нефтепродуктов. Но американские политики на корню загубили возможность прибегнуть к этому логическому решению. В итоге Запад все-таки с честью вышел из положения, сделав ставку на строительство нового трубопровода, проходящего по территории Грузии.
Отныне эта современная версия Большой игры должна именоваться Малой игрой, так как она не идет ни в какое сравнение с новой Большой игрой, развернувшейся в Азии между Китаем и Индией, которые схватились в борьбе за энергетические ресурсы, так необходимые им для поддержания своего экономического роста.
На прошлой неделе в пятницу председатель совета директоров индийского гиганта 'Oil and Natural Gas Corporation' ('ONGC') Субир Раха (Subir Raha) объявил о намерении своей компании приобрести пятую часть нефтяных месторождений иранского добывающего предприятия 'Yadavaran'. Примечательно, что 'ONGC' также рассматривала возможность покупки активов 'ЮКОСа', печально известного нефтяного гиганта, отобранного у миллиардера Михаила Ходорковского, который по-прежнему находится в тюрьме по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Индийская компания уже инвестировала более 12 миллиардов долларов США в разработку месторождения 'Сахалин-1', которое расположено в Сибири и находится в собственности 'Exxon-Mobil'.
По словам господина Раха, Индия потратит 10 миллиардов долларов США на разведку новых нефтяных месторождений и обеспечение бесперебойной добычи в течение ближайших трех лет. Пока что Индии приходится импортировать до двух третей всей используемой нефти, несмотря на то, что на этой неделе руководство британской компании 'Cairns' объявило о начале работы новой продуктивной нефтяной скважины в Раджастхане.
На этой неделе индийское правительство подписало с Ираном соглашение стоимостью в 40 миллиардов долларов об импортных поставках сжиженного природного газа и совместной разработке трех иранских нефтяных месторождений. Крупнейшее в стране нефтеперерабатывающее предприятие 'Indian Oil' в скором времени начнет строительство завода по переработке сжиженного природного газа совместно с компанией 'Petropars', добывающим подразделением иранского гиганта 'National Iranian Oil', которое способно добывать приблизительно девять миллионов тонн нефти в год. Еще одна индийская компания 'GAIL India', известный в стране поставщик газа, в течение 25 лет обязуется поставить из Ирана 7,5 миллиона тонн сжиженного пригодного газа.
Все эти заявления последовали почти сразу же после появления сообщений о том, что китайская корпорация 'China National Offshore Oil Corporation' ('CNOOC') рассматривает предложение о слиянии с американской группой 'Unocal', известной тем, что она в свое время (до 11 сентября 2001 г.) вела переговоры с афганскими талибами о перспективах строительства трубопровода, по которому нефть из Азии поступала бы в Индию. По некоторым данным, сумма сделки составит 13 миллиардов долларов США.
Япония в свою очередь также глубоко вовлечена в погоню за азиатскими энергетическими ресурсами. В сущности, именно Большая игра решила судьбу Михаила Ходорковского, хотя и считается, что его политические амбиции сыграли решающую роль и подтолкнули Кремль к действиям против него. Москва приняла решение о строительстве новой трубопроводной магистрали, по которой сибирская нефть поступала бы в Японию. Но 'ЮКОС' хотел, чтобы нефть продавалась в Китай. Ревностно следя за тем, чтобы не дай Бог не предоставить Китаю чересчур свободный доступ к уязвимым сибирским ресурсам, кремлевские политики пришли к выводу о том, что Япония является более удобным партнером - и лишний раз убедились в том, какое огромное стратегическое значение имеют российские нефтяные запасы даже тогда, когда они находятся в руках 'ЮКОСа' и других частных компаний.
Китай также в той или иной мере принимал участие в сражении за активы 'ЮКОСа' в зависимости от того, шла ли речь об их прямой продаже (здесь ничего не светило с самого начала) или о покупке долевого участия в 'Сибнефти', компании, которую Кремль облюбовал в качестве конечного пункта назначения резервов опального нефтяного гиганта. Каким бы ни был исход дела 'ЮКОСа', Кремль должен радоваться тому, что Китай и Индия вступили в открытое противостояние из-за нефти.
Ввиду того, что темпы экономического роста в Китае составляют 8% в год, а Индия по этому показатели лишь слегка уступает своему соседу, энергетический голод в этих двух странах, на территории которых проживает почти 40% населения планеты, во многом способствовал бешеному росту цен на нефть, который мы имели честь наблюдать весь прошедший год. При этом интенсивность геологоразведочных операций и разработки новых месторождений, а также скорость, с которой заключаются новые сделки, постоянно увеличиваются. На этой неделе Пакистан отправил делегацию в Туркменистан, республику бывшего Советского Союза с населением в пять миллионов человек, занимающую пятое место в мире по запасам природного газа.
Геополитика нефти и газа в купе с трубопроводной войной может в равной степени привести международные отношения к гармонии или стать причиной ожесточенного соперничества. Пакистан и Туркменистан подписали меморандум о взаимопонимании в отношении многомиллиардного проекта по строительству газопровода через Афганистан, который в конечном итоге может закончиться в Индии, что, возможно, и предопределит прорыв в индийско-пакистанских отношениях.
В настоящий момент в мире достаточно нефти и газа, но по мере того как экономический рост в Индии и Китае будет способствовать усилению их аппетитов, а улучшение благосостояния населения будет означать увеличение количества машин и потребляемого бензина, давление на энергетические запасы и конкурентная борьба будут становиться все жестче и жестче.
'Индия, испытывая панику относительно будущих нефтяных поставок, устремилась в погоню за мировыми нефтяными запасами и столкнулась лоб в лоб с Китаем', - вот так прокомментировала на этой неделе газета 'India Daily' действия крупнейших в стране энергетических компаний.
Кстати, географический фактор может сыграть Индии на руку и поставить в невыгодное положение Китай. Все импортные нефтяные поставки в Китай осуществляются морским путем из Персидского залива через Индийский океан, где Индия привыкла занимать доминирующее положение. Планы китайского руководства по строительству наземного трубопровода для поставок из Средней Азии (стоимость проекта при этом превысит 12 миллиардов долларов США) лишь частично снимают проблему энергетического голода. В случае серьезной конфронтации или боевых действий наземные магистрали становятся прекрасной мишенью для различного рода диверсий, авиационных налетов и ракетных ударов.
Один из самых известных учебников по истории дипломатии XIX века (под редакцией оксфордского историка А. Тейлора) назывался 'Борьба за господство в Европе'. В XXI веке, похоже, уже вовсю идет борьба за господство в Азии.