Рост процентных ставок на российском рынке ценных бумаг был несколько последних лет самым большим в мире. Это было внове для всего мира и привлекло интерес многочисленных портфельных инвесторов, которые помимо этого сумели воспользоваться тенденцией роста курса рубля. В начале 2004 индекс акций РТС пережил свой очередной феноменальный взлет. С января по апрель он вырос на 34%. К концу января индекс был всего лишь на 4,8% больше, чем в начале года.
Виной всему этому является в первую очередь кризис ЮКОСа, потрясший страну и практически уничтоживший курс прежде важнейших и занимавших с большим отрывом лидирующее положение на торговой площадке РТС акций компаний. Тот, кто инвестировал деньги в России в самый современный нефтяной концерн и следовал некоторым рекомендациям, в том числе швейцарских инвестиционных банков, кто, несмотря на явные признаки шторма, продолжал невозмутимо покупать акции ЮКОСа, были вынуждены в конце года констатировать, что 94% их капитала потеряно. В том же периоде курс акций других самых крупных нефтяных компаний, 'Лукойл', Сибнефть' и 'Татнефть', вырос на 23%. Проценты, о которых только можно мечтать, смогли получить те, кто участвовал в капитале компаний, которые фактически контролирует государство: 'Газпром' (100,4%), 'Пурнефтегаз' (292%) или 'Транснефть' (46%), являющаяся монополистом в сфере транспортировки энергоносителей. Трехзначные показатели роста процентов имели также некоторые электростанции и отдельные частные металлургические заводы.
Страх повторения
Разгром рынка акций ЮКОСа на РТС вызвали в памяти типичную для России неуверенность, которая, как надеялись некоторые наблюдатели, в результате реформ последних лет преодолена. Это проявилось, во-первых, в том, что судебный аппарат, когда на повестку дня ставился вопрос о 'стратегических интересах Кремля', действовал как настоящий помощник прокуратуры. Судьи были готовы идти на нарушение реформаторских законов, если явно и не нарушая их букву, то, по меньшей мере, с очевидным стремлением к этому. При этом им помогало то, что в российском судопроизводстве все еще не признается прецедентное право. Хотя в конфликтах, связанных с уплатой налогов, в последние годы верх брали все чаще налогоплательщики, в России, очевидно, как и прежде, не существует надежной институциональной защиты от государственного произвола. Во-вторых, оказалось, что применявшиеся налоговыми органами не один год принципы могут быть неожиданно изменены, и это открывает двери для коррумпированных попыток шантажа и может приводить к уничтожению процветающих компаний. В-третьих, нет окончательного решения, как быть с недостатками прошлой приватизации государственного имущества. Поэтому среди как предпринимателей, так и инвесторов, царит страх перед постепенным отказом от либеральных экономических принципов, страх того, что соблазн денег и власти может заставить значительную часть представителей российской администрации пойти по пути 'дела ЮКОСа'.
Шансы, сохраняющиеся благодаря большей потребности в оздоровлении экономики
Впрочем, что касается вопроса, когда и где рыночные силы смогут в известной мере свободно развернуться, то в России на ближайшие годы могут сохраняться большие возможности для относительно просто достигаемого повышения эффективности и соответственно для значительного повышения котировок. Это можно было бы отнести как к независимым газодобывающим компаниям и к производителям электроэнергии, так и к некоторым металлургическим предприятиям, акции которых начали котироваться лишь недавно, к средним машиностроительным компаниям, а также к части телекоммуникационного и продовольственного секторов. После того, как будут уточнены отношения собственности и произойдет эффективная концентрация концернов, можно будет высвободить силы для инвестирования в акции предприятий, только сейчас набирающих силу, с целью быстрого технологического оздоровления. Однако и в начале 2005 года, как и прежде, непонятно, где и в какой мере российское правительство все еще заинтересовано в развитии рыночной экономики с участием иностранного капитала и со свободной конкуренцией.