Боевик, прославляющий подвиги российской тайной полиции, собирает полные кинотеатры, став один из признаков того, что страна поддается попыткам Кремля возродить патриотизм и веру нации в себя.
Говорят, что президент Владимир Путин, 16 лет прослуживший в КГБ, и Николай Патрушев, возглавляющий преемницу КГБ, ФСБ, уже посмотрели и одобрили фильм под названием 'Личный номер'.
Похоже, успех картины отражает разочарование зрителей в Голливуде, изображающем россиян злодеями, и тоску по отечественным сюжетам и героям, которые преобладали в советскую эпоху.
''Личный номер' посвящен трудной работе наших ребят в армии, милиции и ФСБ, - говорит Алексей Макаров, сыгравший в фильме главную роль - майора ФСБ Смолина. - Одно время было модно ругать этих людей. В результате их столько ругали, что все рухнуло. Мы дошли до точки, когда нам уже нечем гордиться'.
По сюжету фильма Смолин захвачен террористами в раздираемой войной Чечне. Ему удается бежать при помощи западной журналистки, которую играет британская актриса Луиза Ломбард (Louise Lombard).
Разгневанные тем, что майору удалось ускользнуть, чеченцы заключают сделку с московским олигархом, живущим в изгнании, и арабским террористом, напоминающим Усаму бен Ладена (Osama bin Laden), о финансировании операции по захвату заложников в цирке, куда должна пойти дочь Смолина и ее одноклассники.
Вылазка напоминает захват московского театра в 2002 году, когда чеченские боевики взяли в заложники более 800 человек. В кино Смолин и спецназ ФСБ отражают нападение и убивают террористов, не поранив ни одного заложника - в отличие от неудачных операций в театре и бесланской школе в прошлом году, в результате которых погибли сотни мирных граждан.
В драматичном финале фильма группа живучих арабов под командованием двойника бен Ладена, спасаются и крадут огромное количество плутония, намереваясь взорвать его в самолете над саммитом НАТО в Риме. Несмотря ни на что, Смолин убивает арабов и спасает мир.
'Фильм стремится улучшить образ нашей страны, показать ее как цивилизованное государство, борющееся с терроризмом и ксенофобией, - говорит Елена Хван, представительница компании 'Top Line', продюсировавшей фильм. - Он должен вызывать у нас гордость за соотечественников, которые честно выполняют свой долг, независимо от национальности. Он также стремится поднять престиж наших честных офицеров'.
Критики расценивают готовность аудитории видеть в сотрудниках ФСБ героев как знак гораздо более широкого культурного сдвига при Путине, который поставил своей задачей укрепить патриотизм россиян.
В годы, предшествовавшие распаду Советского Союза в 1991 году и последовавшие непосредственно за ним, россияне жаждали западной, особенно американской, культуры. Практически все, что приходило из-за границы, от фильмов до моды и еды, считалось лучше отечественного. Теперь, спустя больше десяти лет, ситуация быстро меняется. Сети предприятий быстрого питания, такие как, 'Русское бистро', предлагающее сибирские пельмени, стали популярной альтернативой 'МакДоналдсу', а модные женщины носят одежду не только от 'Шанель' или 'Версаче', но и от российских дизайнеров.
Литературные классики, включая Толстого, Пушкина и Пастернака, также переживают возрождение. Правда, российская поп-музыка добивается лишь небольшого прогресса в соперничестве с американскими и британскими конкурентами.
Эта тенденция наиболее заметна в кинематографе - одном из главных оплотов пропаганды в советское время - и на телевидении, где отечественные мыльные оперы и криминальные сериалы быстро завоевывают популярность.
В прошлом году 'Ночной дозор', снятый по популярному современному фантастическому роману Сергея Лукьяненко, собрал в России рекордную сумму - 8,6 млн. фунтов, опередив как трилогию 'Властелин колец', так и 'Гарри Поттера'.
И напротив, американский блокбастер 'Превосходство Борна', в котором большинство русских героев показаны в негативном свете, занял лишь 26е место в российском хит-параде.
'Людям надоело, что в американских фильмах их все время изображают злодеями, - говорит киноэксперт Даниил Дондурей. - Теперь они отвечают своими фильмами и героями. Времена, когда вся иностранная культура принималась безоговорочно, давно прошли. Люди оправляются от своего комплекса неполноценности'.
Впрочем, некоторым от героического представления ФСБ становится не по себе. 'Представьте, что это произошло бы в Германии, - говорит Сергей Ковалев, бывший диссидент, отсидевший более десяти лет в ГУЛАГе. - Бывшая коммунистическая тайная полиция в [Восточной] Германии была уничтожена. В России ФСБ - копия бывшего КГБ. Представьте, что в Германии сняли фильм о том, как бывший офицер Штази спасает мир. Это был бы скандал'.