Полагаете, что под железной пятой правления Владимира Путина Россия превратилась в страну с забитым и всему покорным народом? Быть может так оно и есть, но только не в Черкесске - расположенном на Кавказе городе со 140-тысячным населением. На прошлой неделе там автобусный кондуктор попросил пожилого инвалида оплатить свой проезд, в ответ на что старик, никогда ранее не плативший за проезд в общественном транспорте, набросился на кондуктора с костылями. И не в Туле - городе, расположенном в 165 км к югу от Москвы - где всего лишь за три прошедших дня было отмечено более 40 подобных нападений на кондукторов городских автобусов и трамваев. И не в подмосковных Химках, где несколько тысяч туристов, направляющихся в аэропорт 'Шереметьево', не смогли попасть на авиарейсы из-за того, что около тысячи разгневанных пенсионеров на три часа перекрыли шоссе, ведущее в аэропорт. И уж конечно, не в Санкт-Петербурге, где в субботу на улицы города вышли около десяти тысяч пенсионеров, в результате чего движение в центральной части города было парализовано - как раз в то время, когда Путин прибыл в свой родной город. В руках некоторых демонстрантов можно было видеть плакаты с требованием его отставки.
Что же вызвало нынешнюю волну насилия и грубого поведения в общественных местах? Новый закон, лишающий 40 млн. российских граждан ряда социальных льгот, включая право пенсионеров на бесплатный проезд в общественном транспорте (к тому же, как нарочно, стоимость проезда подскочила на 30 %). Закон о замене натуральных льгот денежными компенсациями является частью программы властей по приведению в равновесие баланса расходных и доходных статей госбюджета.
При этом на покрытие натуральных льгот, достигающих 18 млрд. долларов, государство выделило лишь $ 6 млрд. Начиная с февраля, будет также отменен ряд льгот, ранее предоставлявшихся пенсионерам, ветеранам войны и инвалидам по медицинскому обслуживанию, равно как и субсидии по коммунальным платежам. И все это происходит на фоне стремительного роста цен.
В своем письме в 'Комсомольскую правду' отставной полковник Рафаил Исламгазин рассказывает о том, как на нем отразилось действие нового закона: 'Раньше я получал социальных льгот приблизительно на 250 долларов в месяц, денежные выплаты ныне составляют порядка 31 доллара, в то время как сумма коммунальных платежей выросла на 150 процентов. Создается впечатление, что государство, которое подобным образом издевается над людьми, просто ненавидит своих защитников'.
Монетаризация льгот вызвала бурю протестов по всей России и поток доселе редко звучавшей критики, адресованной непосредственно главе государства. 'Этим законом Путин сделал свое правление нелегитимным, - заявляет экономист Михаил Делягин, директор Института модернизации. - Его действия привели к угрозе возникновения крупного кризиса государства и распада России'. Подобное утверждение, весьма возможно, является сильным преувеличением, однако столь отрыто выраженная оппозиция властям является исключительно редким явлением в России времен правления Путина.
При этом не стоит забывать, что Кремль все еще заметно нервничает после событий на Украине, опасаясь, что народные волнения в ходе оранжевой революции, которые привели к отставке промосковского кандидата на пост главы государства в этой соседней республике, могут перекинуться и на Россию. В интервью журналу 'TIME' независимый думский кандидат Владимир Рыжков заявил, что возникшая угроза вполне реальна: 'Эти спонтанно возникающие акции протеста свидетельствуют о моральном конце коррумпированного полицейского режима Путина'.
В некоторых регионах, таких как Челябинская область на Урале, и Кемеровская область в Сибири, местная администрация уступила требованиям митингующих и восстановила, хотя и временно, право на бесплатное пользование общественным транспортом. Однако сотням участников акций протеста были предъявлены обвинения в мелком хулиганстве, нарушении общественного порядка и действиях, препятствующих нормальной работе транспорта.
Депутат Госдумы от пропутинской фракции Андрей Исаев пригрозил наказать 'тех, кто пытается занести на территорию России оранжевую заразу'. Тем временем акции протеста продолжались все выходные. Федерация независимых профсоюзов России объявила о своей готовности 'организовывать акции протеста до тех пор, пока власти не внесут изменения в федеральное и региональное законодательство' по отмене льгот.
После того, как в прошлом году Путин поддержал и подписал новый закон о замене льгот денежными выплатами, он пока хранит молчание по поводу протестов населения. Премьер-министр Михаил Фрадков объяснил недовольство населения причинами, 'возникающими главным образом на уровне психологического восприятия нововведений, и активно обсуждения в СМИ'. Однако народ во всем винит своего президента.
'ПУТИН - ВРАГ ХУЖЕ ГИТЛЕРА' - гласит типичная надпись на плакатах, которые держат в руках протестующие пенсионеры в Самаре - городе, расположенном в 885 км к востоку от столицы. Там протестующие льготники на несколько дней перекрыли основные городские автомобильные магистрали.
Даже глава Русской Православной Церкви святейший Патриарх Алексий Второй был вынужден вмешаться в создавшуюся ситуацию. Он призвал государство не допускать ситуации, при которой проводимые реформы лишали бы 'людей реальной возможности пользоваться средствами общественного транспорта и связи, превышали бы их возможности по оплате услуг ЖКХ, а также закрывали бы им доступ к медицинскому обслуживанию и приобретению лекарств'.
По мнению многих, Путин выглядит невозмутимым. Между тем в показанном в пятницу по телевидению сюжете он выглядел расстроенным. Согласно близкому к Кремлю источнику, Путин 'ограничивает круг своего активного общения тремя-четырьмя близкими к нему лицами'. Когда улицы заполнены негодующими толпами, подобная стратегия, возможно, является далеко не лучшей.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Митингующие 'приветствуют' реформы президента Путина ("The New York Times", США)
Россия: Государство экономит на нуждающихся ("Berliner Zeitung", Германия)
Волна протестов в России не спадает ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Большие страхи и надежды в России ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Конец 'халявы' советской эпохи ("The Wall Street Journal", США)