Следующий пункт повестки дня: вдвое снизить уровень бедности в мире, дав надежду на лучшую жизнь миллионам людей.
Расходы: приблизительно 50 миллиардов долларов (27 миллиардов евро) в год на дополнительную помощь.
Альтернатива: продолжающиеся страдания и лишения людей, прежде всего, в африканских странах, расположенных к югу от Сахары, и невозможность осуществления 'Целей развития тысячелетия до 2015 года'. В этом заключается суть опубликованного вчера доклада по 'Проекту Тысячелетия'.
Доклад вдвое длиннее положенного, и, кажется, что над его подготовкой работал целый комитет. В документе предлагаются смелые решения вопросов, к которым, как учит нас тяжелый опыт прошлого, следует подходить с осторожностью. В нем приводится огромное количество аргументов в пользу постепенного изменения подхода к оказанию помощи и предлагается направить помощь в первую очередь бедным, но разумно управляемым странам, где, как есть основания полагать, предоставляемые средства не будут растрачены.
Многие скажут, что 'Цели развития тысячелетия' необходимо отменить. Цели эти не являются, как следует из доклада, единственным смыслом развития, и невыполнение их не будет означать конец процессу мирового развития. Да, эти цели не затрагивают рынки, организации и объекты инфраструктуры, которые являются двигателями экономического роста. И все же, мы стремимся обеспечить развитие, чтобы избежать голода, болезней и роста неграмотности. В современном разобщенном мире 'Декларация тысячелетия' является залогом будущего партнерства, и пойти на попятный не так-то просто.
Авторы доклада призывают активизировать усилия по выполнению 'Целей тысячелетия' в следующие десять лет, оставшиеся до 2015 года. Соответствующие экспериментальные проекты уже разработаны, и все, что нам нужно - это деньги на их более смелую реализацию. В докладе предлагается много альтернативных решений проблем. Недостаточная роль уделяется организациям и различным приемам стимулирования. В то время как так необходимая помощь, особенно в области здравоохранения, может быть оказана без предоставления соответствующих новейших систем. Суть проблемы составляет способность бедных стран правильно использовать получаемую ими помощь. Могут ли бедные страны правильно распределять эти денежные средства? Авторы доклада считают, что ответ на вопрос следует давать применительно к каждой стране в отдельности. Исследования Всемирного Банка подтверждают, что многие страны могут разумно использовать дополнительную финансовую помощь. Небольшие же начальные вливания могут развить это умение и у других стран.
Значительная, если не большая, часть выделяемых средств традиционно используются не по назначению. Но очень часто помощь предоставлялась не тем странам, не из тех соображений и не на те проекты. Помощь, в которой действительно нуждаются и которую способны использовать, принесет пользу. Следовательно, на помощь не следует рассчитывать странам со средним уровнем доходов населения, и Китай и Индия должны быть вычеркнуты из списка государств, претендующих на международную помощь.
Сосредоточив усилия на разумно управляемых странах, мы не сможем помочь 'странам-изгоям'. Таким образом, мы обеспечиваем международную безопасность, препятствуя возникновению новых 'стран-изгоев'. Но дело в том, что Республике Конго, например, мы, скорее всего, мало чем можно помочь.
Бедным, но разумно управляемым странам доброй воли авторы доклада обещают перспективу независимого развития через 10-20 лет. Это звучит очень оптимистично, хотя наращивание человеческого капитала должно способствовать интеграции этих стран в мировую экономику. Немногие разделяют мессианскую направленность доклада, но многие верят в то, что мир может стать лучше. Для богатых стран суммы, о которых идет речь, очень незначительны. Даже с учетом риска, о котором в докладе не упоминается, анализ затрат и результатов покажет их сопоставимость.