Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пусть с Сирией разбираются США

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Никаких контрактов подписано не было. Для нас это было бы все равно что объявить о продаже ледокола 'Ленин' в Бахрейн, - фыркнул Михаил Маргелов, когда его спросили, что он думает по поводу появившихся сообщений о продаже российских ракет Сирии. Михаил Маргелов - очень важная фигура в России. Он председатель комитета Совета Федерации по международным делам и близкий соратник президента Владимира Путина

- Никаких контрактов подписано не было. Для нас это было бы все равно что объявить о продаже ледокола 'Ленин' в Бахрейн, - фыркнул Михаил Маргелов, когда его спросили, что он думает по поводу появившихся сообщений о продаже российских ракет Сирии. Михаил Маргелов - очень важная фигура в России. Он председатель комитета Совета Федерации по международным делам и близкий соратник президента Владимира Путина.

- Мы по поводу этих ракет никаких переговоров с Сирией не ведем, - вторил ему министр обороны Сергей Иванов во время своего визита в Вашингтон на прошлой неделе.

Делать из сказанного Маргеловым и Ивановым выводы о том, что соглашение между Россией и Сирией не будет подписано в ходе предстоящего визита президента Сирии Башара Ассада (Bashar Assad) в Москву 24 января было бы, конечно, ошибочно. Однако еще большей ошибкой было бы преувеличивать угрозу, которую таят в себе те ракеты, что, как говорят, Россия договорилась продать Сирии, и - со стороны Израиля - продолжать пустые, вредные и тщетные попытки надавить на Россию с целью заставить ее отказаться от сделки.

Продажа ракет в другие страны, несомненно, является одним из экономических интересов России, так что все, кто считает, что Россию можно убедить не заключать такие соглашения ради дружбы с Израилем или потому, что кому-то в Иерусалиме показалось, что эти ракеты представляют собой угрозу, глубоко ошибается. Кроме того, продажа оружия для России становится средством продвижения своих более важных стратегических интересов. После того, как Россия потеряла свое влияние на многие государства Ближнего Востока, Путин старается восстановить свой престиж в регионе, и продажа оружия является для него важным инструментом выполнения этой задачи.

Стратегическое равновесие между Израилем и Сирией не изменится, даже если Дамаску действительно продадут баллистические ракеты 'Искандер' (SS-26). Уже довольно долго в руках сирийцев находятся сотни ракет, многие из которых, кстати, оснащены химическими боеголовками, способных поразить любую цель на территории Израиля. Даже если в ракетам СКАД-С или СКАД-Д, уже развернутым в Сирии, добавить комплексы 'Искандер', имеющие несколько меньший радиус действия (280 километров), это не станет фактором новой угрозы, которая бы существенно отличалась от старой.

Конечно, совсем другое дело, когда речь заходит о ракетах SA-18 (кодовое обозначение комплексов 'Игла' и 'Стрела' - прим. перев.) класса 'земля-воздух'. Эти ракеты более эффективны против самолетов, чем те, которыми сегодня вооружена сирийская армия. Но и в этом случае нет смысла ударяться в панику. В конце концов, израильские ВВС патрулируют воздушное пространство Ливана, что при необходимости делает и Сирия, где их экипажи постоянно учитывают возможность того, что такие ракеты (либо их аналоги, к примеру, американские комплексы Stinger), уже находятся в регионе и уже попали в руки террористических организаций.

Реальный и оправданный источник беспокойства в связи с этими ракетами состоит в том, что они могут быть переданы организации 'Хезболла', которая может использовать их против гражданских самолетов, и не обязательно израильских. Однако на этот случай остается возможность дать сирийцам ясно понять, что, если эти ракеты каким-либо образом и попадут в руки шиитских организаций, отвечать за это придется не кому иному, как Сирии.

Вообще-то, решение проблем оборота ракет класса 'земля-воздух' уже давно находится в компетенции международного сообщества во главе с Соединенными Штатами, особенно после попытки сбить ракетой 'Стрела', на базе которой сделана и SA-18, самолет компании Arkia в Момбасе (Mombasa) в ноябре 2002 года. Опасность того, что террористические организации, вооруженные ракетами такого класса (не обязательно российскими - возможно, и американскими: до сих пор неизвестна судьба тысяч ракет Stinger, переданных афганским моджахедам во время войны в Афганистане), могут подвергнуть опасности гражданскую авиацию в различных регионах мира, существует.

Именно поэтому Израилю лучше предоставить Соединенным Штатам возможность разобраться в вопросе продажи российских ракет Сирии. Давление на московский режим должны оказывать американцы и европейцы, а не Израиль. Государственный секретарь США Колин Пауэлл и шеф внешней политики Европейского Союза Хавьер Солана уже выразили свою обеспокоенность разработкой соглашения о передаче ракет. Кроме того, между Соединенными Штатами и Россией вскоре должно быть подписано соглашение об ограничении продажи ракет класса 'земля-воздух', одной из целей которого как раз и является предотвращение попадания такого оружия в руки террористов. По всей вероятности, оно будет подписано в феврале.

Однако, как бы там ни было, а опасность, исходящая от ракет такого типа, вне зависимости от того, чем закончится сделка между Россией и Сирией, должна ускорить процесс разработки систем защиты, устанавливаемых на гражданских самолетах, а в этом вопросе Израиль не проявляет активности, адекватной серьезности угрозы.

Израильский военный истеблишмент сам по себе склонен к преувеличению масштабов угроз, чтобы оправдать увеличение военного бюджета. Однако в этот раз, по всей видимости, масштаб угрозы, которую представляют собой поставки ракет, преувеличивается уже на политическом уровне - с тем, чтобы оправдать свой отказ от предлагаемых Башаром Асадом политических переговоров. Конечно, как же можно садиться за стол переговоров со страной, покупающей ракеты?

Но аргументация это слабая, поскольку, как и любая другая страна, включая Израиль, Сирия не остановит процесс вооружения только потому, что ее лидер обратился к политическим методам спора. Кроме того, приобретение баллистических ракет и совершенствование систем противовоздушной обороны для Сирии - единственный способ скомпенсировать превосходство Израиля в воздухе. Чего, интересно, ожидали те, кто давал санкцию на пролет сверхзвуковых истребителей F-16 над летним дворцом Ассада в Латакии (Latakia)? Что он будет стоять, смотреть в небо и аплодировать технике пилотирования израильских летчиков? Усиление оборонительных порядков - самое малое, что может сделать президент Сирии для своей страны.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Грозная Россия ("National Post", Канада)

Россия знает, шум - признак слабости (" Al Khaleej", Арабская пресса)