Антоновские 'Русланы' перевозят танки, буровые вышки и жирафов; а в их отсеках играют в футбол. Юридические препоны мешают полетам
Направляет ли европейская армия бронетехнику в Афганистан или австралийский зоопарк посылает куда-то жирафа, перевозчики нестандартного груза часто обращаются за самолетами к одному и тому же неожиданному источнику - украинскому авиационному научно-техническому комплексу имени Антонова (АНТК).
АНТК - владелец и создатель семи грузовых самолетов 'Руслан', которые были заказаны в Холодную войну для перебрасывания советских танков и ракет. Сегодня пространство на борту этих самолетов - и 15 других, принадлежащих двум российским конкурентам, - ценный товар для западных клиентов, которые за аренду платят 24 тыс. долларов в час.
Но теперь компания, которую один чиновник назвал жемчужиной украинской экономики, столкнулась с неожиданными проблемами. В 2002 году одна европейская компания выиграла иск против украинского правительства на сумму 43 млн. долларов, вызванного разногласиями по контракту на модернизацию НПЗ. Когда Украина отказалась платить, компания посмотрела, какие государственные активы страны можно арестовать на Западе, и нашла двух 'Русланов', в Канаде и Брюсселе. Опасаясь дальнейших арестов, АНТК недавно отменил все полеты в Северную Америку и Западную Европу.
Однако в мире осталось много мест, где судебное решение не будет выполняться. И среди них Шри-Ланка, Таиланд и Сингапур, куда Россия, по контракту с западными гуманитарными агентствами, доставляет продукты питания, лекарства и другие гуманитарные грузы. Пять оставшихся 'Русланов' АНТК разобраны до начала февраля.
Создав эти самолеты, компания нашла рыночную нишу, которая быстро росла и одновременно не была занята ведущими западными авиапроизводителями. Крупнейший грузовой самолет компании 'Боинг', 747-400, по размеру примерно равен 'Руслану', но создан для перевозки контейнеров и других коммерческих грузов стандартного размера. А грузоотправители с особыми нуждами, например, ВВС, перевозящие вертолеты, предпочитают 'антоновские' самолеты с их увеличенными грузовыми трапами и способностью приземляться на плохо оборудованных аэродромах и других неровных участках.
Европейские армии - после наращивания мощи для наземной войны с Советским Союзом, которая так и не началась, - имеют далеко не достаточное количество грузовых самолетов для снабжения их 8-тысячного контингента в Афганистане. А потому вынуждены арендовать 'Русланы' и другие самолеты. Вынужденная зависимость от компаний из путинской России или политически нестабильной Украины беспокоит генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера (Jaap de Hoop Scheffer). Чтобы получить транспортные самолеты, 'мы должны звонить в АНТК им. Антонова или его российским аналогам, - говорит он. - Эта ситуация мне не нравится'.
Инженеры 'Антонова' разработали 'Руслан' в начале 1980х. 'Нашей задачей было создать самолет для любого вида вооружений', - рассказывает участник проекта Дмитрий Кива, ныне главный проектировщик бюро. Одна из находок: самолет имеет погрузочные трапы как в хвосте, так и на носу, что облегчает погрузку и разгрузку танков или трейлеров, потому что они могут заехать с одного конца, а выехать с другого. Со своей провозной способностью в 150 тонн 'Руслан', названный в честь мифического русского богатыря, далеко ушел от первой модели 'Антонова', небольшого биплана с носовым пропеллером, созданного в 1947 г.
'Руслан' был предметом гордости основателя компании Олега Антонова (1906-1984). Его первый 33-минутный полет в 1982 году был засекречен, но информация об этом просочилась в Киеве, и люди столпились на балконах, чтобы посмотреть, как самолет поднимется в небо. 'Когда самолет разгонялся на взлетной полосе, я почувствовал, что это грандиозное создание', - говорит Михаил Харченко, бывший член экипажа, а ныне начальник летно-испытательной службы компании.
После распада Советского Союза в конце 1991 года АНТК оказался брошенным на произвол судьбы в обретшей независимость Украине. Государственное финансирование прекратилось, заказы из стран коммунистического блока тоже. Компания, вступившая во владение 'Русланами', которые находились на украинской земле во время распада СССР, начала печь хлеб и выращивать овощи, чтобы прокормить сотрудников.
'Антонову' была нужна твердая валюта, и в 'Русланах' компания нашла надежный источник денег. Самолеты начали работать на Запад еще во время войны в Персидском заливе - тогда они перевозили оборудование для погашения пожаров на нефтяных месторождениях в Кувейте и вывозили иракских беженцев, сгрудившихся на полу грузового судна.
Созданные для советской армии, 'Русланы' имели и некоторый опыт гражданских операций, т.к. перевозили оборудование для советских трубопроводов. Теперь они доставляли силовые установки, турбины, лодки и локомотивы для западных клиентов. В конце 1990х, один из 'Русланов' перевез жирафа из одного австралийского зоопарка в другой. Полет требовал медленного взлета и малой высоты, потому что жирафы могут умереть от резкой смены давления.
Рост бизнеса позволил ОКБ вкладывать деньги в разработку новых самолетов, например, регионального реактивного самолета специально для Сибири. Украина и Россия обсуждают возможность возобновления поточного производства 'Русланов'. Последний такой самолет сошел с конвейера в прошлом году. Он был построен для российских заказчиков из старых компонентов.
АНТК им. Антонова полностью принадлежит украинскому правительству. Число сотрудников - 7 тыс. человек. Данные о выручке и прибыли компания не раскрывает.
Кроме 'Русланов' АНТК владеет также единственным экземпляром еще более крупного самолета 'Мрия', что по-украински означает 'мечта'. Изначально он был разработан во время Холодной войны, когда Советский Союз пытался соперничать с американской программой космических шаттлов. До отправки в космос советские шаттлы должны были транспортироваться на 'Мрие'. Свой первый полет самолет совершил в 1989 году.
После распада Советского Союза программа шаттлов зачахла, и 'Мрии' было нечего делать. В 2001 году 'Антонов' придумал рекламный ход. 11 сентября украинцы загрузили грузовой отсек 'Мрии' тяжелыми танками и другой техникой и подняли самолет в воздух, чтобы посмотреть, какой вес он может поднять в коммерческих целях. Полезный груз весом 253 т вошел в Книгу рекордов Гиннеса. После полета Харченко шел по летному полю, когда к нему подбежал коллега: 'Михаил, началась война'. И он рассказал о терактах в США.
Последовавшие за этим кампании США в Афганистане и Ираке озолотили транспортный бизнес АНТК. 'Русланы' перевозили в Ирак силовые установки, генераторы и турбины для разных подрядчиков, среди которых была и General Electric. 'Мы не участвуем в боевых действиях, но зачастую мы перевозим груз, когда внизу все еще горит и дымится', - рассказывает коммерческий менеджер компании Александр Гриценко. В 2003 великанша 'Мрия', которая превосходит даже новый пассажирский самолет Airbuss А380, вмещающий 555 пассажиров, перевозила нефтяные буры, насосы и генераторы из Хьюстона в Басру на юге Ирака.
Крупнейший заказ после 11 сентября был сделан европейскими военными, участвующими в миротворческой миссии в Афганистане. США владеет флотом из 115 грузовых самолетов C-5 Galaxy, произведенных корпорацией Lockheed Martin, которые сравнимы с 'Русланом', но используются исключительно американской армией. Большинство европейских стран никогда не вкладывали денег в создание таких самолетов. Для доставки своей техники в Афганистан и обратно им пришлось обращаться к 'Русланам'.
Теперь Европа разработала свой собственный грузовой самолет, и авиастроительная компания Airbus уже начинает его выпуск. Но к полетам он будет готов не раньше 2009 года.
С 2002 до середины 2004 АНТК доставил в Афганистан и обратно 757 партий грузов. Но несмотря на возросший темп бизнеса, компания столкнулась с растущей юридической угрозой. В начале 1990х зарегистрированная на Кипре компания TMR Energy Ltd подписала контракт на модернизацию украинского государственного НПЗ. TMR частично принадлежит швейцарской компании Glencore International AG, торгующей сырьем и основанной бизнесменом Марком Ричем (Marc Rich), который продал свою долю в 1994 году.
Контракт предусматривал раздел прибыли, но TMR заявила, что не получила причитающихся ей денег и подала иск против украинского правительства на 43 млн. долларов. В 2002 году шведский суд постановил, что украинский Фонд государственного имущества должен оплатить долги НПЗ.
Юристы TMR начали искать украинские активы, которые можно было арестовать. В 2003 году они арестовали 'Руслан', доставивший итальянский военный груз для учений НАТО в Гуз-Бей (Goose Bay, Канада).
Несмотря на это, АНТК продолжал бизнес в Европе, надеясь, что тамошние власти не позволят арестовать его самолеты. В августе прошлого года 'Руслан' прибыл в Брюссель, чтобы по контракту с НАТО доставить в Афганистан бельгийские БМП. Поставив самолет на стоянку, старший пилот Дмитрий Антонов (не родственник основателя компании) получил по рации предупреждение, что к нему направляются бельгийские приставы для конфискации судна. Он решил взлететь без груза, но диспетчерская башня не дала разрешения на взлет.
Члены экипажа забаррикадировались и оставались в самолете три дня - сидели в 'Интернете' и даже играли в футбол в огромном грузовом отсеке. Они надеялись, что спор будет быстро улажен и они смогут улететь, но бельгийские чиновники и украинские дипломаты в конце концов убедили их открыть двери. 'Мы похлопали по фюзеляжу, прощаясь с нашим самолетом', - вспоминает Антонов. Самолет остается в ангаре, а его судьба решается в бельгийских судах.
С тех пор АНТК прекратил полеты 'Русланов' в Западную Европу. 'Это больно ударило по нам, - говорит западный военный чиновник, знакомый с грузовыми перевозками. - Теперь на рынке существует дефицит. Иногда мы не можем заказать самолет на нужный день'. Теперь европейцам приходится надеяться на двух российских перевозчиков. Планировщики НАТО опасаются, что обретший напористость Кремль может попытаться сократить доступ к российским самолетам, если будет против каких-то военных инициатив Запада.
Группа компаний 'Волга-Днепр', владеющая 10 'Русланами', говорит, что ни разу не сталкивалась с политическим вмешательством относительно того, куда ей можно летать. Но из соображений безопасности ее самолеты не летают в Ирак. Так что, когда недавно американскому клиенту потребовалось доставить технику в Багдад, российская компания доставила ее из США в Турцию. Украинцы, которые не против полетов в Ирак, но не могут летать в Северную Америку, забрали груз в Турции и доставили в Багдад.
Даже если в планы НАТО не вмешивается политика, это иногда делает коммерция. В прошлом ноябре Франция собрала необычайно хороший урожай винограда 'Божоле' (Beaujolais) и в огромных количествах рассылала молодое вино 'Божоле' по всему миру. Из-за ограниченного наличия обычных самолетов, она зафрахтовала пять российских 'Русланов' для поставок в одну только Японию. К концу года объемы свободных грузовых емкостей сокращаются из-за предрождественнских перевозок, и 'Русланы' присоединились к обычным самолетом, транспортируя грузы стандартного размера. Европейские военные опасаются, что могут оказаться в сложном положении, если им когда-нибудь понадобится перебросить войска в декабре.
Казалось бы, что с таким спросом у Украины должен быть мощный стимул для урегулирования дела с TMR, чтобы 'Русланы' АНТК вновь могли летать в Северную Америку и Западную Европу. Но глава Фонда государственного имущества Михаил Чечетов, говорит, что выплата создаст плохой прецедент. 'Это будет означать, что мы подняли руки вверх и сдались. И тогда на Украину можно будет оказывать давление', - говорит он. НПЗ, чья прибыль стала предметом споров, уже не принадлежит правительству. Ее нынешний владелец, совместное предприятие российской ТНК и британской BP, заявляет, что не несет ответственности за долг.
Чечетов жалеет, что АНТК оказался 'за уши втянутым в конфликт, к которому не имеет отношения'. 'Это жемчужина украинской экономики, - говорит он. - Это гордость нашей страны'.