Вскоре в Ираке состоятся первые за прошедшие полвека свободные выборы. Как сальвадорцам в 1984 и афганцам в 2004 году, иракцам придется голосовать в условиях угрозы применения насилия.
В отличие от этого, декабрьская избирательная революция на Украине была мирной, почти праздничной. Такая важная победа демократии преподает существенный урок Ираку. Не из-за того, что у этих стран есть что-то общее, просто недавние события в них помогли подтвердить моральную правоту войны против террора.
Впервые за много лет избирательная кампания на Украине помогла свести вместе Соединенные Штаты и значительную часть остального мира. Виктор Ющенко выступил за свободу и открытость, а также пообещал вести борьбу против клептократии, или коррумпированной власти. Московский кандидат Виктор Янукович открыто выступил против Соединенных Штатов и президента Буша, спекулируя на реваншистской смеси страха и ксенофобии.
На плакатах его кампании изображались тучи комаров, вылетевших из звездно-полосатого флага и сосущих украинскую кровь. Такие агитки времен холодной войны должны были соответствующим образом настроить не определившихся в своем выборе.
В ответ на это сторонники Ющенко заполнили киевскую Площадь Независимости. Эти протесты вылились в праздник молодости, надежды и правоты исторического выбора. Оранжевая революция породила торговлю своими атрибутами и собственный гимн - песню в стиле 'рэп', проклинающую коррупцию и требующую свободы.
Тысячи украинцев пели и плясали ночи напролет посреди гигантского палаточного городка. Площадь стала местом встречи мемориала Джефферсона, Вудстока и Мэдисон-Авеню.
Она также воссоединила Америку со своими бывшими друзьями. По крайней мере, на Площади Независимости мир говорил на одном общем языке - на языке свободы.
Во время избирательной недели на Украине мои пути пересекались как с украинцами, так и с иностранцами. Так, немецкие студенты спрашивали меня, почему президент Буш презирает мировое общественное мнение. Большая часть людей также скептически относилась к Соединенным Штатам.
Что удивительно, когда разговор перешел с политики на принципы, все встало на свои места. Похоже, что во всем мире идеи личной свободы и представительного правления приходят на смену утопической путанице. Немцы были полны энтузиазма, большинство из них были слишком молоды, чтобы помнить о Берлинской Стене. Хотя они приехали в качестве наблюдателей за выборами, их не в меньшей степени интересовала выпивка и флирт с местными женщинами.
Отвечая на их вопрос, я вспомнил, что 20 лет назад президента Рейгана обливали грязью за то, что он назвал Советский Союз империей зла, каковой данная страна являлась на самом деле. Однако счастливая и беззаботная немецкая молодежь, знающая только мир и свободу, - это тоже часть оставленного им наследия.
Я высказал предположение, что еще через 20 лет может случиться так, что они выразят свое уважение к тому, что сегодня выглядит как бессмысленное упрямство Белого Дома.
Значение произошедшего на Украине для Ирака может быть едва различимым, однако оно чрезвычайно важно. Во-первых, Украина напомнила нам, что укоренившиеся американские заповеди о жизни, свободе и поисках счастья носят поистине универсальный характер.
Сорок стран направили 9 000 наблюдателей для того, чтобы они осуществляли мониторинг за выборами, прославляли священные ритуалы демократии и принимали в них участие. Во-вторых, враги свободы неизбежно берут на себя непосильные задачи. Самовластные правители, от смешных до ужасных, обычно верят в собственное воздействие.
Адольф Гитлер напал на Россию, Янукович пригрозил гражданской войной, а баасисты и Аль-Каида объявили сезон охоты на народ Ирака. Каждый отдельный акт жестокости, каждое показанное по телевидению зверство делает данный конфликт все более понятным, выкристаллизовывая его суть.
Если не брать во внимание причины войны, больше не возникает серьезных споров по поводу того, кто и за что борется в Ираке. В-третьих, время может оказаться нашим союзником, если Америка проявит большее упорство, чем террористы. Несмотря на огромные разногласия, легионы иракцев продолжают работать на нашей стороне. Мятежники представляют из себя сборную солянку с самыми разными целями и обидами, они лишены идеологического единства, их объединяет только кампания террора. Хотя эти силы мощны и решительно настроены, расхождение их мотивов и приоритетов в конце концов приведет к разобщению. Это может произойти, когда реальный прогресс начнет объединять иракцев. Возможно, я выдаю желаемое за действительное. Но пока переходное правительство Багдада держится, время будет в большей степени работать на нас, а не на террористов. В-четвертых, что очень важно, мир в связи с событиями в Киеве, в конце концов, начал занимать ту или иную сторону.
Очевидно то, что успех в этих странах не может быть гарантирован. Проблемы Украины только начинаются. Коалиция Ющенко будет дробиться по мере столкновения интересов. Нам остается надеяться на то, что украинцы поймут: истинная демократия требует терпеливых усилий и часто вызывает разочарования, однако имеет большой запас жизненных сил и надежности.
В Ираке Абу Мусаб Заркави продолжает исполнение своей садистской симфонии при содействии Сирии и Ирана. Однако война с террором превращается в решительную войну принципов, а это дает нам преимущества.
Америку выставляют на всеобщее осмеяние, называя ее безрассудным и самонадеянным ренегатом, однако массы людей от Киева до Кабула, Багдада и других уголков планеты постепенно сплачиваются вокруг вечных американских идеалов.
Стивен Каплитт, юрист американского агентства USAID (Американское Агентство Международного Развития) был наблюдателем на украинских выборах. Изложенные им взгляды являются его собственными
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Украина преподала урок США ("United Press International", США)