Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Александр Квасьневский: 'Освенцим еще не история'

Интервью президента Польши Александра Квасьневского

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы все, на Западе и на Востоке, не можем быть равнодушными к таким местам, как Освенцим. Мы имеем дело с последним поколением выживших людей. Несмотря на уроки Освенцима, определенные драматические ошибки повторяются и в сегодняшнем мире

Handelsblatt: Господин президент, почему президент Германии Хорст Келер (Horst Koehler) не будет выступать на торжествах, посвященных 60 годовщине со дня освобождения Освенцима?

Александр Квасьневский (ALEKSANDER KWASNIEWSKI): Мы придерживаемся традиции и отмечаем эту дату, связанную с Освенцимом. Я выступаю в качестве принимающей стороны. Президент Израиля Кацава (Katzav) выступит от имени народа, который больше всех пострадал в Освенциме. Помимо этого президент Путин выступит как представитель тогдашних освободителей. Я рад, что среди глав государств и правительств европейских стран будет президент Германии Келер.

Handelsblatt: Можно ли говорить, что крах социализма и расширение ЕС вызвали к жизни новую форму общеевропейского мышления?

Александр Квасьневский: Устранение идеологических барьеров и раздела Европы облегчили нам диалог. Мы все, на Западе и на Востоке, не можем быть равнодушными к таким местам, как Освенцим. Мы имеем дело с последним поколением выживших людей. Несмотря на уроки Освенцима, определенные драматические ошибки повторяются и в сегодняшнем мире. Вспомните, этнические чистки на Балканах. Убийство мусульман в Сребренице напоминает события в Освенциме. Надо, чтобы об ужасах того времени не забывало именно молодое поколение.

Handelsblatt: Скандальное поведение британского принца Гарри (Harry) свидетельствует о необходимости этого. . .

Александр Квасьневский: Странно, когда молодые люди из хороших семей испытывают тягу к нацистской форме. Это говорит о недостатке знаний и о полной дезориентации. Отец Гарри принял правильное решение отправить своего сына в Освенцим, чтобы он там получил наглядный урок.

Handelsblatt: Насколько прочным является примирение противников того времени?

Александр Квасьневский: Если бы выжившим людям сказали тогда, что 60 лет спустя большинство принимавших участие в войне стран станут членами НАТО и ЕС, и что их представители будут участвовать в торжествах в Освенциме, они бы посчитали подобное невозможным. Примирение было сформулировано как политическая цель, и мы ее достигли. Подумайте о качестве германо-французских отношений и о прогрессе в отношениях между поляками и немцами. Мы начали примирение с российским и украинским народами. Но, разумеется, нельзя заставить примиряться по указу. Это многоплановый процесс, требующий терпения.

Handelsblatt: В Германии громадную роль играют воспоминания о бомбардировках немецких городов и изгнание из восточных областей. Не слишком ли немцы пытаются изображать из себя жертв войны?

Александр Квасьневский: Нельзя замалчивать определенные факты. К ним относятся изгнание, бомбардировки, изнасилования немецких женщин. Это не должно быть табу. Подобные воспоминания не ведут к появлению страхов и эмоций и в Польше, если взвешенно показывается вся реальность. То есть, нельзя забывать, кто развязал Вторую мировую войну, и какая идеология лежала в ее основе. Были фашисты, нацисты, Гитлер (Hitler), начавшие войну нападением на Польшу, аннексировавшие Чехословакию, Австрию, Францию, напавшие на Советский Союз и на всю Европу.

Handelsblatt: Поляки разделяют Вашу точку зрения?

Александр Квасьневский: У нас появляются опасения только тогда, когда искажаются определенные оценки войны? Например, когда кое-кто утверждает, что главной проблемой войны является изгнание немцев. Вопросы, связанные со Второй мировой войной, остаются чувствительными. Тут нельзя делать ошибок.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru:

Украина: пейзаж после революции ("Tygodnik Powszechny", Польша)

Александр Квасьневский: "Россияне проглотят эту пилюлю" ("Polityka", Польша)