Автор 'Столкновения цивилизаций', Сэмюэль Хантингтон (Samuel Hutington) настаивает на 'многокультурности' и выражает оптимизм в своем блестящем и неоднозначном эссе об американской идентичности 'Кто мы?', французский перевод которого только что выпущен издательством 'Odile Jacob' (1)
Le Figaro. - В свете Вашей последней книги создается впечатление, что американская идентичность прямо-таки находится под угрозой исчезновения. Не слишком ли тревожно это звучит?
Сэмюэль П. Хатингтон. - Мне хотелось бы, прежде всего, сказать, что Америка приняла ряд уникальных вызовов будущему своей идентичности. Но тут Америка не единственная страна. Многие страны столкнулись с проблемами, если и не совершенно такими же, как у Соединенных Штатов, то сильно на них похожими. Глобализация многое взбудоражила и ускорила процессы взаимодействия различных обществ. Она, таким образом, создает параллельные ситуации в различных странах Запада, переживающих кризис собственной национальной идентичности.
Обозреватель 'Washington Post' Тамар Джэкоби (Tamar Jacoby) упрекает Вас в том, что Вы пускаетесь 'в параноидальное преувеличение угрозы', говоря о 'новом покорении территорий, которые американцы отобрали у Мексики'. Что Вы на это ответите?
- Именно по этой причине я и подчеркиваю, что 'Кто мы?' - это книга не о потомках испанцев и не об испано-язычных вообще. Это книга о той самой американской идентичности, которую иммигранты постоянно формируют. В настоящее время более половины иммигрантов в США являются выходцами из испано-язычных стран. Впервые в истории нашей страны половина новых жителей пользуется одним и тем же языком, и это не английский. Другая особенность испанской иммиграции, помимо ее размаха, заключается в том, что она целиком исходит из стран, расположенных по соседству с Соединенными Штатами - Мексики и других стран Центральной Америки.
- Испано-язычных американцев отличает очень высокий уровень экзогамии, и когда с 2001 года началась антитеррористическая мобилизация, в их американском патриотизме редко можно было усомниться. . .
- Остается только сказать, что в мировом масштабе этот иммиграционный феномен сильно отличается от того, что наблюдалось не в такую уж отдаленную эпоху, когда большинство иммигрантов отправлялось искать удачу, пересекая Атлантический океан. И, наконец, в Соединенных Штатах существует также и массовая подпольная иммиграция из различных районов Рио-Гранде.
- Это что, тыловая война?
- Вовсе нет! Я не веду никакую тыловую войну! Вопрос, который стоит задать себе, столкнувшись со всеми этими неслыханными явлениями, определяемыми притоком другого населения, - это способность подобной волны иммиграции так же легко ассимилироваться с ценностями американского общества, как предыдущие.
- Однако если американцы переживают кризис собственной идентичности, то это происходит не только по вине тех, кого принимают, но и по вине 'принимающих'. . .
- Иммиграция является одним из аспектов моей книги. Другой аспект - это расширяющаяся пропасть между распространенными в американском обществе национализмом и патриотизмом, с одной стороны, а с другой, тем, что я называю денационализацией элит.
- Осуждает ли большинство американцев космополитизм собственных элит?
- Степень идентификации американцев со своей страной, по-видимому, сильно возросла в конце XX века. В ответ на вопрос, к какой в целом территории, по их мнению, они 'прежде всего' принадлежат - город, район, вся страна, континент или мир, 16,4% американцев в 1981-1982 годах, 29,6% в 1990-1991 и 39,3% в 2002 году назвали Соединенные Штаты в целом. Однако число американцев, для которых на первом место стоит их национальная принадлежность, выросло на 22,9%, что сильно превосходит соответствующие показатели в других развитых странах. Парадоксально: в то время как национальное самосознание широких народных масс крепнет, некоторые представители экономической и научной элиты США все больше и больше идентифицируют себя со всем миром и называют себя 'гражданами мира'. В 1927 году один французский интеллектуал (2) позволил себе обвинить своих пэров в том, что они обуреваемы патриотическими и националистическими страстями. Сегодня для интеллектуалов характерна защита превосходства отождествления себя со всем человечеством.
- Не положила ли этому конец боль, вызванная событиями 11 сентября?
- В определенный момент пережитая Манхэттеном катастрофа имела некоторое влияние. Но приобщение американской финансовой и журналистской элиты к категориям глобализации, похоже, не испытало сильного потрясения. Трудно предвидеть, как события 11 сентября отразятся на патриотическом сознании американцев в долгосрочной перспективе.
- Неоконсерватизм - это патриотизм. . .
- Неоконсерваторы представляют собой элиту, безусловно противостоящую сильной тенденции денационализации, но это очень небольшая группа людей, на которых зачастую обрушивается критика как со стороны академических, так и со стороны деловых кругов и средств массовой информации! С этой точки зрения, неоконсерваторы не так уж широко представлены в американских элитах. И они не так уж заметны среди всего диапазона мнений американского народа.
- Почему?
- Все опросы общественного мнения, которые вот уже несколько лет проводятся среди американцев, свидетельствуют об этом. В большинстве случаев распространение демократии совершенно не является приоритетом для американского народа, оно даже стоит на предпоследнем месте. То, что стоит на первом месте - это важность политики в отношении занятости, иммиграции и национальной безопасности.
- Один эссеист определил американское кредо как принадлежность к политической системе, основанной на 'главенстве достоинства личности, фундаментальном равенстве всех людей и неотъемлемых правах', таких как право на свободу и правосудие. Гарантирует ли эта 'гражданская религия' сплоченность американского общества?
- Я в основном согласен с определением, которое в 1944 году Гуннар Мюрдаль (Gunnar Myrdal) дал американскому кредо. Но весь вопрос заключается в том, чтобы понять, готова ли новая волна иммиграции принять перечисленные Гуннаром Мюрдалем основные принципы. Это действительно исключительное право - возможность приобщиться к американским ценностям. Познать американскую культуру. Похоже, возникли такие обстоятельства, когда нет уверенности в том, что недавние иммигранты все будут стремиться принять американскую шкалу ценностей и культуру.
- Значит, в 'разложении' американской идентичности виноваты интеллектуалы, которых Вы называете 'космократами'?
- В 60-х годах Соединенные Штаты отказались от расовых и этнических критериев определения национальной принадлежности. Но что парадоксально, так это обвинение их в том, что они недооценивали роли расовой и этнической принадлежности для определенных групп. Поскольку расовая и этническая принадлежность формально отменены, меньшинства могли приступить к утверждению собственной идентичности в недрах общества, которое уже определилось со своим кредо. Перестав служить американцам для того, чтобы отличаться от других народов расой, принадлежностью и даже, в определенной мере, культурой, эти критерии позволили американцам отличаться друг от друга. Появились так называемые 'affirmative action' политические направления, т.е. методы утвердительной политики в отношении 'особо защищаемых слоев' общества. Они и в самом деле должны были вместе с другими политическими мерами поднять 'наднациональные' ценности над ценностями национальной идентичности. Для американцев кредо 'гражданской религии' долгое время означало, что о каждом человеке можно судить по его личным качествам, независимо от его религиозной принадлежности или этнического происхождения. С приходом многокультурности с приматом прав личности было покончено.
- Вы цитируете социолога Дэниела Белла: 'Что просто невероятно в этой перемене, так это то, что в общественную жизнь вошла совершенно новая концепция прав без какого-либо ее обсуждения'.
- Права групп и равенство условий приобрели в общественной сфере статус новой философии, которая, устанавливая различия между отдельными людьми, согласно их принадлежности, пытается опасным образом ставить под сомнение важность общего достояния. Например, негры смогли извлекать выгоду из самого факта, что они негры. Эта политика восполнения пробелов, исходившая из наилучших побуждений, привела к тому, что поставила под сомнение то, что лежало в основе определения американцами своей национальной идентичности. Она стала частью движения по его разложению. По-прежнему необходимо понять, должны ли Соединенные Штаты оставаться нацией, состоящей из индивидов, обладающих общими правами и культурой, или быть конгломератом расовых и культурных групп, отстаивающих собственные интересы.
- Почему французы так склонны к многогультурности, в частности, почему они лидируют в том, что касается позитивной дискриминации?
- Я не знаю, по какой именно причине склонность к многокультурности получила развитие во Франции. Уверенно можно сказать только одно: освящение многокультурности может и у вас также привести к пагубным последствиям. В соединенных Штатах такая политика послужила тому, что расколола американское общество, а в том, что в частности касается вопроса 'утвердительных действий', то они не дали желаемого положительного результата - социального 'охвата' неблагополучного населения. И в самом деле, политика 'утвердительных действий' не пошла на пользу, к примеру, беднейшим слоям негритянского населения Америки, а лишь американской негритянской буржуазии.
(1) 'Кто мы' ('Who are We? The Challenges to America's National Identity').
(2) Жюльен Бенда, 'Предательство клерков'.