'LE FIGARO ECONOMIE' - В Европе растущая энергетическая зависимость от России вызывает беспокойство. Вы понимаете, почему?
Юрий Комаров. - Считать, что Европа подвергает риску свое газоснабжение, доверяя России - идея распространенная, но ложная. Можете ли Вы назвать мне хотя бы один договор, который мы бы не выполнили?
Способен ли, в самом деле, 'Газпром' осуществлять огромные инвестиции в инфраструктуры, необходимые для развития экспорта?
- Помимо российского рынка, необходимые ресурсы для инвестирования - доходы от экспорта, который осуществляется по мировым ценам и составляет три четверти наших доходов. Финансирование наших нужд осуществляется также благодаря выплатам по задолженностям. Но первый источник финансирования - это наш внутренний рынок. На него приходится 60% нашего производства, но он дает только четверть наших доходов. Эта доля должна возрасти благодаря постепенной либерализации цен на газ.
Согласятся ли российские промышленники с ростом цен?
- 1000 кубометров в настоящий момент поставляется российским промышленным предприятиям по цене ниже 30 долларов за кубометр, против 23 долларов в конце 2003 года. В проекте мы планируем вывести цены на газ на отметку между 55 и 60 долларов к 2010 году. Это удвоение цены за пятилетие не только улучшит возможности свободного самофинансирования 'Газпрома'. Оно также побудит промышленные предприятия - потребителей газа - улучшить производительность совего оборудования. В России мы потребляем больше газа, чем в Европе! Это объясняется суровостью климата, но также некоторой расточительностью. Следует повысить эффективность нашего потребления энергии.
Во сколько Вы оцениваете необходимые Вам инвестиции для улучшения возможностей производства?
- Наши инвестиции составляют в среднем 8 миллиардов долларов в год. Разработка месторождения на Ямале заставляет нас практически удвоить эту сумму. Полуостров Ямал обладает огромным потенциалом - по нашим оценкам, он составляет 10 000 миллионов кубометров. Но недостаточно одних усилий по разработке. Независимые компании обладают своей долей. Следует отдавать отчет в том, что нужно для транспортировки вкупе с улучшением возможностей производства. В ближайшие 15-20 лет потребуется вложить от 65 до 70 миллиардов долларов. Но это долгосрочная программа, которая рассчитана на ближайшие тридцать лет.
Что требует наибольших затрат в этой программе?
- Транспортировка очень дорогостоящая. В одиночку нам не потянуть эту сумму. Если Вы посмотрите на газопровод 'Голубой поток', ведущий в Турцию, на 'Ямал-Европу' или на Северный газопровод, Вы увидите, что все эти проекты разрабатываются в тесном сотрудничестве с нашими партнерами за рубежом. Мы также сотрудничаем в рамках соглашений с Узбекистаном, Туркменистаном и Казахстаном. Все будут сотрудничать в финансировании системы. Я не беспокоюсь о том, как это произойдет: наша газораспределительная сеть в состоянии удовлетворить нужды наших клиентов. Вопрос стоит не об удвоении нашего экспорта в Европу, но о росте нашего участия на рынке, соответствии ритму его изменения, эволюции потребностей.