Депутаты фракции 'Родина' в российской Думе очнулись ото сна, когда председатель российской Счетной палаты неожиданно сообщил на закрытом заседании, что он уходит со своего поста. 'Мы были к этому не готовы', - признался руководитель фракции 'Родина' Дмитрий Рогозин в интервью радиоканалу.
Степашин, бывший глава спецслужбы, а в конце девяностых годов - даже премьер-министр, возглавлял Счетную палату на протяжении пяти последних лет. В этот период органы власти пытались расчищать авгиевы конюшни бюрократии, тесно связанной с деловым миром. Однако в большинстве случаев доклады, которые представлял Степашин, превращались в макулатуру.
И все же, как сообщил пока еще возглавляющий Счетную палату руководитель, только в 2003 и 2004 годах в судах на основе материалов Счетной палаты было возбуждено в общей сложности 539 дел. И этот человек уходит в отставку?
Люди посвященные связывают это с подготовленным Счетной палатой докладом о приватизации в России в период 1993 и 2003 годов. На 144 страницах Степашин дает обзор того, как она проходила, как предприятия уклонялись от уплаты налогов, исполнения законов или как их нарушали, как обогащались путем проведения фиктивных залоговых аукционов или используя без всякого стеснения погрешности в законах. В разделе 'Минимизация налогового бремени' упоминаются, прежде всего, нефтяные концерны, - за исключением ЮКОСа, дело которого уже рассматривается в суде. Наряду с компанией 'Сибнефть', принадлежащей владельцу футбольного клуба 'Челси' Роману Абрамовичу, в докладе всплывают также несколько компаний 'Лукойла'.
Табачные концерны, в том числе российские дочерние фирмы компании Philip Morris, тоже обошли государство своими налогами, поскольку свои прибыли проводили по бухгалтерским книгам за рубежом. Общероссийская энергетическая система РАО 'ЕЭС России' во главе с бывшим главным приватизатором Анатолием Чубайсом на 1 января 2004 года задолжала государству в пересчете 30 млрд. евро.
Этот взрывоопасный доклад Степашин должен был представить в Думе еще в декабре. Теперь это произойдет, видимо, в марте или в апреле, когда Степашина в Счетной палате уже не будет. Появилась масса слухов по поводу того, кто же виноват в этом. Многие называют причиной то, что не понравился доклад. Разумеется, интереса оказаться в неприятном свете, нет, прежде всего, у самих концернов, названных в докладе.
Но мало радости по поводу нынешней редакции документа и у Кремля. Доклад местами звучит, как требование проведения экспроприации, но глава Кремля этого якобы не желает. Эта мысль имеет место и в самом докладе. Кстати, и такая: 'Необходимо восстановить правовым путем нарушенные права законного владельца - государства'. Можно предположить, что Кремль не желает, чтобы этот документ мог бросить тень и на без того мрачную картину с инвестиционным климатом.
Но может существовать и третья группа, заинтересованная в 'смягчении' последствий появления доклада: представители государства. Они охотно выступают в качестве жертвы, которую обделили ловкачи. Пытаются скрывать, что большая часть сомнительных приватизационных сделок вообще была невозможна без деятельной поддержки со стороны государственных структур. В 89 процентах расследованных случаев виновато само государство, констатируется в аналитическом докладе Степашина.