Страны Балтии не сиамские близнецы, и латвийский президент обязан поехать туда, где собираются политические руководители Европы. Так обосновала Вайра Вике-Фрейберга (Vaira Vike-Freiberga) свое решение отправиться 9 мая в Москву для участия в торжествах по случаю окончания Второй мировой войны.
Своим заявлением, сделанным в последние недели, Вике-Фрейберга нарушила договоренность со своими коллегами из Эстонии и Литвы: президенты собирались принимать решение по этому щекотливому делу вместе. В странах Балтии уже не один месяц идет дискуссия по поводу того, стоит ли последовать примеру канцлера Шредера (Schroeder) и принять приглашение Путина: в конце концов, 9 мая считается у них не Днем освобождения, а началом 46-летнего периода советской оккупации.
До тех пор, пока Россия отказывается признавать факт оккупации и депортации, участие в мероприятии ничего не дает, приводят аргументы критики. С тем, чтобы смягчить их, Вике-Фрейберга высказала в открытом письме к Путину латвийскую позицию и заявила, что хочет отдать дань памяти страданиям прибалтов. В действительности же ее решение, видимо, просчитано. Она смогла поднять авторитет среди представителей русскоязычного меньшинства в своей собственной стране и улучшить отношения с Россией. Они отличаются напряженностью. Москва обвиняет Латвию и Эстонию в том, что те проводят в ЕС антироссийскую политику и подвергают дискриминации русскоязычное меньшинство. По этой причине Дума уже не один год отказывается от ратификации заключенных с Эстонией и Латвией договоров о границе. Но поскольку Путин очень хотел бы видеть глав государств Балтии на торжествах по случаю победы над нацистской Германией, то неожиданно нашелся выход: соглашения могут быть подписаны в день торжеств.
Общество Литвы расколото: согласно опросу, результаты которого были опубликованы в январе, 51 процент литовцев были за поездку своего президента Валдаса Адамкуса (Valdas Adamkus) в Москву, а 45 процентов - против. Эстонский президент Арнольд Рюйтель (Arnold Rueuetel) сообщит о своем решении в марте, сообщил официальный представитель.
Если Рюйтель и Адамкус поедут в Москву, то это можно будет интерпретировать так, что они соглашаются с ведущей ролью Латвии. Трудный шаг для ссорящихся сестер.