Всемирное стремление к солидарности в помощи странам, пострадавшим от цунами, не лишено политического подтекста. Ведущие действующие лица мировой политической арены надеются извлечь из него выгоду. Так ООН пытается перехватить инициативу, США надеются восстановить несколько подпорченный войной в Ираке имидж, державы региона - Индия, Китай и Япония - стремятся изменить соотношение сил в свою пользу.
В частности катастрофа 26 декабря 2004 года, дала новому индийскому правительству, возглавляемому партией Конгресса, возможность продолжить державную политику, проводимую индусскими националистами из BJP (Партии индийского народа) с 1998 года с ее ядерными испытаниями и началом долгосрочного диалога с Вашингтоном. Отказавшись от международной помощи и немедленно направив спасателей на Шри-Ланку, а затем на Мальдивы и в Индонезию, Дели подтвердил свою роль региональной державы и необходимого партнера международного сообщества, который явно может рассчитывать на постоянное место в Совете Безопасности ООН.
Отказ Индии от иностранной помощи заставляет вспомнить принятое в 2003 году решение BJP отказаться от двусторонней помощи большинства стран и предложить Международному валютному Фонду (МВФ) деньги для помощи тем странам, которые в них нуждаются. Это совсем не противоречит, как подчеркивают многие обозреватели, ее соперничеству с Китаем. 'Поспешность, с которой Индия пришла на помощь Шри-Ланке, выделив 23 миллиона долларов, является полной противоположностью относительному безразличию Китая во всем, что касается событий за пределами Поднебесной', - так писал Свапан Дасгупта в газете 'Pioneer' (крайне националистической) еще до того, как Пекин существенно увеличил свою помощь.
Признанная ядерная держава, экономический рост которой в 2004 году превысил 8%, Индия стремится покончить с репутацией страны-попрошайки, долгое время сопутствовавшей ей. Оказавшись после окончания холодной войны в лагере побежденных, она хочет занять место рядом с великими, пусть даже это нередко делается за счет собственных граждан. Избрав Индию, вместе с Австралией и Японией, в свою группу помощи жертвам цунами (на сегодняшний день уже распущенную), США стремились усилить тот образ, который Индия пытается для себя создать.
Державные амбиции Токио и Пекина превосходят устремления Дели. Несколько ущемленная подъемом Китая, Япония пытается использовать катастрофу для того, чтобы занять позицию регионального лидера. Она с удивительной поспешностью направила помощь пострадавшим странам и послала туда 800 человек из собственных сил самообороны. По размеру финансовой помощи она стоит на первом месте (примерно 500 миллионов евро). Эти инициативы пришлись как раз вовремя, чтобы послужить противовесом и нивелировать действия Вашингтона в отношении Ирака, - общественное мнение в основном выступает против присутствия там японских войск - но они так же являются спорными с точки зрения выдвигаемых Токио принципов.
В японской последовательности можно усмотреть лишь робкую покорность. Правительство Коидзуми воспользовалось борьбой с терроризмом, для того чтобы увеличить до этого всего лишь оборонительную роль своей армии и открыть путь реформе пацифистских положений Конституции.
'Азиатизация' Азии
Стремление Японии стать политической и военной державой, однако, вызывает беспокойство ее соседей. Помощь пострадавшим от стихии странам дает возможность успокоить их и продемонстрировать определенную заботу о забытом регионе, что пошло бы на пользу отношениям с Вашингтоном. Эта переориентация кажется тем более необходимой, потому что саммит Ассоциации стран юго-восточной Азии (АСЕАН) плюс Китай, Южная Корея и Япония, проходивший в конце ноября во Вьентьяне (Лаос) сделал еще один шаг к созданию восточно-азиатского сообщества. Оказывая помощь пострадавшим странам, Япония напоминает о том, что считает себя 'азиатским государством', имеющим стремление и средства для оказания большего воздействия и считающимся достойным занимать постоянное место в Совете Безопасности.
Этот возврат в Азию вписывается также в соперничество с Китаем за лидирующее положение в регионе. Политические отношения между двумя великими соседями находятся на самом низком уровне вследствие посещений г-ном Коидзуми святилища Ясукуни, где он отдал почести душам погибших за родину, в том числе и военным преступникам. Эти посещения вызывают гнев Пекина (и Сеула). С другой стороны, Токио впервые упомянул Китай как потенциальную угрозу собственной безопасности.
С точки зрения Пекина, усиление японского военного аппарата равносильно сближению Токио и Вашингтона, направленного на сдерживание его региональных амбиций. Для Китая также цунами является возможностью утвердиться в регионе, где он и так уже считается самым значительным коммерческим партнером. Его финансовый вклад, более скромный, чем японский (67 миллионов евро) указывает на стремления Пекина вновь стать авторитетом в регионе. Помощь Китая вписывается в стратегию, которая с начала 90-х годов направлена на то, чтобы снова утвердиться в Юго-восточной Азии. Во время финансового кризиса 1997 года Китай направил помощь в размере нескольких сот тысяч долларов наиболее пострадавшим странам. Он участвует также и в разрешении международных кризисов. Например, он выделил 150 миллионов евро Афганистану.
Амбиции грандов региона должны принимать во внимание и интересы стран, пользующихся их помощью. Так обстоит дело с Индонезией, которая больше всех пострадала от катастрофы. Крупный архипелаг при режиме Сухарто (1966-1998) играл стержневую роль на азиатском юго-востоке. Он был столпом созданной в 1967 году АСЕАН, в самый разгар холодной войны, для поддержки вступления Америки во вьетнамскую войну. Организация, чье влияние сильно ограничено - ее расширение на другие страны субрегиона затруднено - вынуждена приспосабливаться к жизненной энергии Китая, одновременно улыбчивого и несгибаемого партнера.
Индонезия пока еще не обрела вновь статус партнера, чьими интересами нельзя пренебрегать, который она имела до финансового и политического кризиса 1997-1998 годов. Ее ближайшее будущее связано со способностью правильно распорядиться предоставленной международной помощью. Если Джакарта согласится на несколько лет на международное участие в восстановлении пострадавшей зоны, такая политика повлияет на нивелирование сил архипелага, в том числе и на утрату армией политического значения. Если правительство попытается само справиться с этой задачей, на что у него, конечно, не хватит средств, добрая воля зарубежных государств окажется затраченной впустую.
Избранный президентом в сентябре 2004 года Сусило Бамбанг Юдхойоно находится в непростом положении. С одной стороны, этот отставной генерал может рассматривать широкое движение по оказанию международной помощи как возможность открыть анклав Асех, попытаться начать военное сотрудничество с Соединенными Штатами и Австралией, прерванное со времени резни 1999 года на Восточном Тиморе, и укрепить пока еще слабую президентскую власть. С другой стороны, он должен учитывать интересы армии в Асехе. Эта частично опустошенная провинция вот уже четверть века является настоящей военной зоной.
Оставив в стороне державные выкладки, участие крупных стран региона, помноженное на чувство незащищенности, могло бы способствовать возникновению чувства общности. 'Азиатизация' Азии на фоне соперничества с улыбкой на устах между Китаем и США будет только подчеркиваться.