Ближайший сподвижник новоизбранного президента Украины Виктора Ющенко обвинил администрацию покидающего свой пост Леонида Кучмы в использовании задержек при передаче властных полномочий для принятия незапланированных бюджетом финансовых обязательств и 'расхищения' государственной собственности.
Петро Порошенко, председатель парламентского бюджетного комитета и один из претендентов на пост премьер-министра в правительстве Виктора Ющенко, заявил корреспондентам 'The Financial Times', что старая администрация занимается тем, что незаконно приватизирует государственные активы и сдает государственную собственность в долгосрочную аренду.
'Это попросту преступные действия, - считает он. - Это очередное продолжение политики коррупции, которая осуществлялась в стране все это время'.
Господин Порошенко подчеркнул, что украинские власти также обещают выделить средства из бюджета, например, для увеличения пенсий военным, причем делают это при отсутствии должного планирования и обеспечения, что в будущем может поставить администрацию Виктора Ющенко в весьма затруднительное положение.
'Я думаю, что состояние правительственных финансовых обязательств будет в еще худшем состоянии по сравнению с декабрем прошлого года', - добавил он.
Виктор Ющенко был официально объявлен президентом Украины после победы в третьем туре президентских выборов, проведенном 26 декабря 2004 г..
Однако его противник Виктор Янукович, бывший премьер-министр страны, оспорил эту победу в Верховном Суде, что значительно затянуло процесс передачи властных полномочий и поставило правительство в зависимость от временной администрации во главе с Леонидом Кучмой, который ранее называл Виктора Януковича своим преемником.
Ожидается, что инаугурация Виктора Ющенко состоится в эту субботу. Этому решению предшествовало недавнее постановление Верховного Суда Украины об официальном опубликовании результатов выборов в государственном органе печати.
Господин Порошенко выразил особую озабоченность по поводу недавней приватизации крупнейшего в стране завода по производству удобрений 'Азот', который расположен в Северодонецке.
По его мнению, закон об образовании совместного предприятия был грубо нарушен, так как 60% долевого участия попали в руки частной инвестиционной компании, при этом государство не получило ничего.
Параллельно с этим, как утверждает господин Порошенко, государственные здания в центре Киева на выгодных условиях сдаются в долгосрочную аренду предпринимателям, тесно связанным с нынешней администрацией.
Заявления председателя парламентского бюджетного комитета лишь дополняют все то, о чем не раз говорили представители штаба Виктора Ющенко и сам новоизбранный президент.
Как и Виктор Ющенко господин Порошенко настаивает на том, что новое правительство не планирует коренным образом пересматривать результаты приватизации, однако суд все же примет к рассмотрению отдельные дела о грубых нарушениях приватизационного законодательства.
В окружении Виктора Ющенко опасаются, что будущий президент может унаследовать вместе с властными полномочиями и бюджетный дефицит. Действующее правительство утверждает, что предыдущий год завершился при наличии бюджетных излишков, однако международные экономические советники считают, что дефицит валового внутреннего продукта (ВВП) составил 4,5%.
Сподвижники Виктора Ющенко обеспокоены и тем, что им могут достаться другие незапланированные финансовые обязательства, что может в корне подорвать все бюджетное планирование на 2005 г..
В прошлом году рост ВВП в Украине составил 12%, сумасшедшую по мировым стандартам цифру. Большинство экономистов предсказывает, что в 2005 г. этот показатель снизится до 5-9%.
Несмотря на то, что это все равно достойный результат, спад в экономике может вылиться в увеличение бюджетных расходов по предотвращению роста инфляции, который в последние месяцы 2004 г. достиг отметки в 12,4%.
В среду первый заместитель главы Национального банка Украины Арсений Яценюк в интервью журналистам 'The Financial Times' опроверг все слухи о перегреве украинской экономики.
По его словам, рост ВВП в 8-9% вполне 'достижим', но экономика требует тщательного наблюдения и деликатного обращения, учитывая стремительный рост ВВП, цен и денежной массы.