Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Россия не последует примеру Украины

События на Украине не столько предвещают похожие события в России, сколько являются отголоском уже произошедших там драматических событий

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Преуспеет ли президент Владимир Путин в том, что не удалось его украинскому коллеге Леониду Кучме, т.е. обеспечить избрание предложенной им кандидатуры преемника на пост главы государства в 2008 году? И если он попытается осуществить такой план, останутся ли в стороне службы безопасности России в случае событий, подобных 'оранжевой революции' на Украине, как это сделали украинские спецслужбы?

Преуспеет ли президент Владимир Путин в том, что не удалось его украинскому коллеге Леониду Кучме, т.е. обеспечить избрание предложенной им кандидатуры преемника на пост главы государства в 2008 году? И если он попытается осуществить такой план, останутся ли в стороне службы безопасности России в случае событий, подобных 'оранжевой революции' на Украине, как это сделали украинские спецслужбы?

Вероятно, на эти важные вопросы нельзя дать простых однозначных ответов. Следующие выборы президента состоятся в России не раньше весны 2008 года, т.е. через три года, а к тому времени политическая ситуация в стране может измениться. Однако уже сейчас видны несколько резких отличительных особенностей ситуации на Украине и в России, которые должны остудить пыл тех, кто с нетерпением ожидает, что украинские события повторятся, только с большим размахом, в России, которая по-прежнему остается самой большой страной в мире.

Обозреватель 'United Press International' Пол Гобл (Paul Goble) заметил в статье, опубликованной в среду, что пример Украины вдохновляет правозащитников и сторонников демократических преобразований в самой западной из всех 89 областей России -Калининградской. Но даже большая вероятность 'янтарной революции' в этом регионе, пишет Гобл, лишь доказывает, насколько Калининград отличается от остальных регионов России.

Этот регион России отрезан от огромной евразийской территории Российской Федерации. Находясь на большом расстоянии и в изоляции даже от Москвы, не говоря уже о Западе, что всегда было характерно для жизни в России, эта область с территорией не меньше любой европейской провинции имеет сухопутную границу с Польшей и Литвой, а после распада СССР находится под влиянием Германии и скандинавских стран.

После падения коммунистического режима Россия развивалась совершенно по-иному, чем Украина. Западная Украина, например, а также интеллигенция по всей стране были разочарованы медленным ходом реформ, которые начались после объявления независимости в начале 1992 года. Украина никогда не знала свободного рынка, который привел бы к всеобщему благосостоянию и к возникновению стабильного, терпимого и открытого демократического общества. Вот почему большинство граждан Украины проголосовало за Виктора Ющенко - чтобы получить шанс реализовать свои устремления.

И наоборот, истинная демократия и широкая приватизация предприятий в России ознаменовали период правления президента Бориса Ельцина и его ключевых министров в начале девяностых годов прошлого века. Но если демократические реформы были исключительно успешными и популярными, то экономические преобразования проводились из рук вон плохо и привели к резкому снижению уровня жизни. Миллионы людей оказались за чертой бедности, в то время как раньше они жили, пусть, скромно, но вполне достойно.

Вскоре в обществе, это началось еще при президенте Ельцине, появилось желание, а во время правления Владимира Путина оно усилилось, восстановления и укрепления централизованного государства и конца 'смуты'. Как и в случае с кризисом 1923 года в Веймарской республике, события девяностых годов принесли России лишь разочарование в демократии и рыночных реформах.

Поэтому, хотя Путина и критикуют на Западе за методичное устранение влиятельных олигархов, появившихся в ельцинскую эпоху, он, возможно, играет важную стабилизирующую роль и является бастионом против более радикальных и непредсказуемых сил, которые ждут своего часа, чтобы прийти к власти, как это было в Германии 75 лет назад.

По сути, несмотря на прошедшие на прошлой неделе демонстрации возмущенных пенсионеров, которые требуют значительного увеличения льгот, президент Путин будет крепко сидеть в седле в ближайшем будущем, опираясь на силовиков, т.е. сотрудников служб безопасности и их бывших руководителей, которые теперь занимают ключевые посты в государстве и сохраняют преданность президенту.

Президент Кучма контролировал ситуацию, пока не решил уйти в отставку. Проблемы начались, когда оказалось, что выбранный им преемник премьер-министр Виктор Янукович не пользуется любовью и доверием народа, а также не обладает профессионализмом и другими необходимыми качествами для того, чтобы занимать этот пост.

Янукович не мог надеяться на верность украинских служб безопасности, которые сохраняют тесные связи со своими российскими коллегами. Руководители служб отказались поддержать даже идею о подавлении или применении силы против демонстрантов во время 'оранжевой революции', которая привела к повторному проведению второго раунда президентских выборов.

В данном случае события на Украине не столько предвещают похожие события в России, сколько являются отголоском уже произошедших там драматических событий.

Попытка государственного переворота, предпринятая сторонниками старого режима против последнего советского руководителя Михаила Горбачева в августе 1991 года, была 'оранжевой революцией', только меньшего масштаба, так как волнения прошли только в Москве, но репортажи о тех событиях транслировались по всему Советскому Союзу.

Ельцин, во многом играл ту же роль, что сейчас играет Ющенко. Однако имидж Ельцина как героя поблек во время полнейшего хаоса последующих лет его правления.

Не похоже, что Ющенко повторит роковые ошибки Ельцина. В конце прошлой недели он внимательно выслушал рекомендации ста представителей вашингтонского Фонда Карнеги за международный мир и киевского Центра экономического развития, которые как раз имели целью помочь ему избежать этих ошибок.

Маловероятно, что в России в ближайшие годы вспыхнет народное движение за настоящие западные экономические и политические реформы, как это случилось на Украине. На прошедших год назад президентских выборах в России все политические партии вместе взятые, которые выступали за такие преобразования, получили поддержку менее 25 процентов избирателей.

Более того, дискуссии, разворачивающиеся сегодня на страницах многих московских журналов и газет, принимают все более антизападный, националистический и даже параноидальный характер, особенно когда речь идет о НАТО, США, Евросоюзе, которые, по мнению многих русских, намерены расширяться до бесконечности, захватывая исконные российские территории и посягая на ее ценности. Результаты многих региональных выборов также отражают эти настроения.

Большая вероятность сохранения рекордно высоких цен на нефть, успехи Путина в развале нефтяной корпорации 'Юкос' с целью взять под контроль ее основную добывающую компанию 'Юганскнефтегаз', а также его усилия по сохранению привилегий и преданности спецслужб и их руководителей, видимо обеспечат России силу и развитие в течение следующих нескольких лет. У Путина даже есть возможность изменить конституцию, если он захочет баллотироваться на третий срок.

Если он все-таки решит не участвовать в следующих выборах, скорее всего, ему не удастся обеспечить победу на выборах своему преемнику или сохранить доверие к себе, если он все же будет переизбран.

Непонятно не столько то, кто придет к власти после президента Путина, сколько то, что за этим последует. Часто критикуемый российский президент, безусловно, обеспечивает защиту от народного протеста, который может быть направлен не на достижение целей западной, терпимой демократии, чего многие в Европе и Америке ожидают от России, а чего-то совершенно противоположного.