Поскольку в Вашингтоне 'пришло время дипломатии', представившийся случай должен быть полностью использован по эту сторону Атлантики.
Напрасно было бы ждать от Америки более ясного сигнала, чем невинно высказанное Кондолизой Райс признание: совершенно очевидно, что вот уже четыре года дипломатия не является основной заботой Белого Дома.
В этом мы согласны. И потом, коль скоро грядут перемены, так почему бы в них не поучаствовать? В духе г-жи Райс, нового госсекретаря, можно было бы высказать то же самое, но другими словами. Словами, которые были бы подобраны, подобно тем, которые использует она, так, чтобы не обидеть собеседника. Словами, цель которых заключалась бы в том, чтобы начать диалог, убеждать, а не распространять твердокаменные лозунги, соглашаться или нет.
Это именно то, что Франция с некоторых пор пытается делать - 'оживление трансатлантических отношений' стало приоритетом для Елисейского дворца. Хотя надо заметить, что и там вот уже четыре года не наблюдалось особой совестливости.
Каждый стремится показать, что у него самые добрые намерения, однако не надо строить иллюзий. Джордж У. Буш на заре своего второго президентского срока не изменит своей политики. Как он считает, его показательное переизбрание подтвердило его выбор, каким бы непопулярным он ни был заграницей. Буш II станет продолжением Буша I, плюс будут предприняты попытки улучшить общественное мнение.
Если американский президент сменит тон, если станет примирительным, если будет стремиться получить одобрение своих пэров, то только по причине своих неприятностей в Ираке. Наши руководители понимают, что было бы неприлично напоминать ему об этом. Они приняли решение поддержать выборы 30 января, хотя по-прежнему убеждены, что эти выборы ничего не уладят.
Имеется основное изменение, которое не осталось незамеченным в Вашингтоне в тот момент, когда Жак Ширак делает попытки восстановить заглохшие было отношения с Джорджем У. Бушем. Визит, который американский президент осуществит в Европу в следующем месяце, визит президента Республики в Вашингтон позволят оценить, куда могут зайти эти трансатлантические новообретения.
Все равно останутся определенные разногласия - по Киотскому протоколу и климатическим изменениям, по международному суду, а в более общем плане - относительно снижения роли ООН и многосторонности.
Прочие неувязки возникают из-за выбора лексики. Так, то, что сегодня мир стал 'многополярным', не вызывает никаких сомнений, даже если эта столь дорогая Жаку Шираку истина оскорбляет слух Джорджа У. Буша. Он видит в ней лишь чисто французское стремление сделать из Европы противовес американскому могуществу.
Поскольку 'пришло время дипломатии', почему бы не подобрать другие формулировки, чтобы сказать то же самое, и не поймать г-жу Райс на слове? Речь ведь идет, так же как и в случае с Соединенным Штатами, о том, чтобы быть лучше услышанным.