Через два месяца Чечня, автономная республика Российской Федерации на Кавказе, практически будет свободной и независимой от Москвы. Об этом заявил председатель Государственного совета Чечни, консультационного органа правительства в Грозном, Таус Джабраилов. То же самое сказал заместитель руководителя чеченского представительства в Москве Саид Хамзатов.
Москва и Грозный якобы уже согласовали проект, который регулирует полномочия федеральных властей Российской Федерации и чеченского правительства на территории кавказской автономной республики. Утверждается, что обе стороны готовы вскоре подписать окончательное соглашение с Чечней, в результате чего она должна получить экономическую, финансовую и политическую самостоятельность. Еще осенью прошлого года, после террористического акта в Беслане, президент Путин заявлял о возможности подписания договора об урегулировании отношений между Москвой и Грозным, по которому Чечне будет предоставлена большая самостоятельность.
Вмешательство военных запрещается
Чечня будет иметь право на пользование всеми природными ресурсами, включая их продажу за рубежом, а также право устанавливать налоги и отчисления. Электроэнергию и газ граждане Чечни смогут в будущем получать бесплатно. Помимо этого Чечня будет якобы получать ежегодный кредит в размере 100 миллионов долларов США. Будет создан национальный банк Чечни, который должен стать составной частью Центрального банка России, а также образовываться совместные предприятия с иностранными компаниями. Воспрещается вмешательство во внутренние дела Чечни так называемых 'силовых структур' в лице военных и представителей спецслужбы. Помимо этого жертвы сталинизма - чеченцы, депортированные в 1944 году Сталиным, а также люди, вынужденные до 1957 года переселяться, - получат компенсацию. Одно только это обойдется российской государственной казне в миллиард рублей, сказал Джабраилов.
Обоюдная выгода
Договоры между федеральным центром в Москве и регионами - субъектами федерации - с целью соблюдения конституционных норм являются частью российской конституционной действительности. С Чечней, которая не один год находится в состоянии войны и страдает от нарушения прав человека, разрушений и гибели людей, подобного договора не существует. Так что расчет Москвы можно было бы объяснить следующим образом: Москва гарантирует Чечне, по сравнению с другими субъектами федерации, большую самостоятельность в финансовых вопросах, взамен чеченская сторона должна нормализовать ситуацию в республике. Предполагается, что соглашение подписывается в том виде, в котором оно подготовлено чеченской стороной, обе палаты парламента принимают соответствующий закон, одобряющий его, это затем могло бы привести к тому, что чеченские сепаратисты утратят почву для своих действий.
С другой стороны неясно, повлияют ли как-то эти планы на террористов. К этому надо добавить, что Чечня, которая в период между двумя войнами в середине девяностых годов была фактически самостоятельной, превратившись в место сборища преступных элементов и исламистов, а правительство в Грозном во главе с президентом Масхадовым взять под контроль происходящее не смогло. К тому же ставшие сейчас известными планы идут вразрез с намерениями Путина сосредоточить полномочия в Центре. Во всяком случае, острота этого противоречия снижается тем, что соглашение, как говорят, будет подписано только на срок десяти лет.
Сомнения политологов
Однако, судя по всему, вряд ли есть какая-то другая возможность, кроме подобного договора, чтобы встать на путь умиротворения Чечни. Российские политологи, между тем, опасаются, что Чечня будет отдана на откуп сильному представителю правительства, заместителю премьер-министра, Рамзану Кадырову. Кроме того, они отмечают, что подобный договор может побудить другие субъекты федерации потребовать таких же широких прав, как и те, которые, возможно, будут гарантированы Чечне. Президент Государственного совета богатой нефтью автономной республики Татарстан Рафаэль Хакимов уже высказывался в этом духе. Это в свою очередь, вызывает опасения противников подобного шага, опасающихся распада Российской Федерации. При этом их не волнует, что одной из причин распада советской империи было то, что у союзных республик были слишком узкие полномочия.