Способны ли США и ЕС хотя бы раз совместными усилиями обеспечить стабильность в Черноморском регионе - этом новом 'приграничье' евроатлантического сообщества? Если так, то они должны немедленно направить невоенную миссию наблюдателей из представителей союзных и дружественных стран на северную границу Грузии. Там на карту поставлены интересы безопасности Запада и международный правопорядок.
Грузия столкнулась с угрозой военной акции или 'превентивных ударов' со стороны России под сфабрикованным предлогом использования 'чеченскими и международными террористами' грузинской территории для проведения операций по другую сторону границы - в самой России. До 1 января опровержению этих обвинений способствовала Операция по наблюдению за границей (ОНГ), проводившаяся под эгидой ОБСЕ. Эта операция по обеспечению безопасности невоенными средствами, связанная с наблюдением с территории Грузии за чеченским, ингушским и дагестанским участками грузино-российской границы, позволяла убедить Россию, что 'граница на замке', а заодно, по сути, защищала Грузию от российских угроз относительно военных акций на ее территории.
Участники миссии ОБСЕ, состоявшей из 150 невооруженных армейских офицеров из примерно 30 стран (включая и Россию), снабженных современными приборами оптического и акустического наблюдения, на вертолетах или пешком патрулировали горные перевалы, работая в тесном сотрудничестве с грузинскими пограничниками. Это была единственная успешная операция ОБСЕ в сфере безопасности, однако 31 января Москва, использовав свое право вето, добилась прекращения ОНГ.
Поэтому сейчас ОНГ свертывается; уже начался процесс эвакуации наблюдателей и оборудования. Через несколько месяцев Грузия на этой границе останется с Россией один на один. Москва стремится избавиться от международного присутствия в регионе, чтобы наращивать давление на Грузию, добиваясь ввода российских войск на территорию этой страны под предлогом 'борьбы с терроризмом'.
Вопреки предположениям некоторых аналитиков, акция России по прекращению ОНГ никак не связана с недовольством Кремля недавним поражением на Украине и стремлением компенсировать его успехами на 'грузинском фронте'. В течение всего 2004 г. Россия грозила наложить вето на продление мандата ОНГ. Те, кто рассматривает этот шаг России как понятную реакцию на 'оранжевую революцию' и рекомендует проявить 'добрую волю', пойдя на уступки Москве в вопросе о наблюдении за грузинской границей, упускают из вида главное.
Как ни парадоксально, у сложившейся ситуации есть и положительная сторона. Прекращение БМО - и фактический 'уход со сцены' ОБСЕ как таковой - наконец расчищает путь для прямого участия Запада в обеспечении безопасности в регионе: в данном случае это означает создание миссии наблюдателей в Грузии под эгидой ЕС. США в данном случае следовало бы 'не высовываться', ограничившись частичным финансированием этой миссии. Как и в случае с БМО, России необходимо предложить направить в состав новой миссии своих наблюдателей.
Действовать следует быстро: новая миссия должна приступить к работе до апреля - пока не начал таять снег на высокогорных перевалах. Именно в этот момент, как ожидается, Россия возобновит пропагандистскую кампанию, утверждая, что 'чеченские террористы' свободно перемещаются через границу. Учитывая, насколько медленно принимаются решения в рамках ЕС, США и несколько 'добровольцев' - в данном случае речь идет о государствах - должны помочь 'запустить' в Брюсселе политическую инициативу о создании в Грузии миссии еэсовских наблюдателей.
В настоящее время США и ЕС все еще пытаются урегулировать ситуацию в рамках ОБСЕ, вопреки здравому смыслу надеясь, что им удастся уговорить Россию согласиться с продолжением БМО в сокращенном формате. Такое решение было бы ошибкой. В урезанном виде миссия наблюдателей ОБСЕ утратит эффективность и авторитет, лишая тем самым Грузию и ее западных друзей важнейшего контраргумента против постоянных пропагандистских заявлений Москвы об использовании грузинской территории 'террористическими группировками'. Это не только позволит Москве наращивать политическое и психологическое давление на Грузию, но и может дать ей предлог навязать свое присутствие на грузинской территории взамен серьезно ослабленной миссии ОБСЕ.
На этой неделе Москва отвергла любой пересмотр решения по ОНГ, заявив, что 'вопрос закрыт'. Новые предложения крупнейших западных структур в том же направлении станут лишь пустой тратой драгоценного времени - а оно измеряется даже не месяцами, а неделями - которое можно было бы использовать для подготовки эффективной операции.
Еще один тупиковый путь представляет собой незначительная по масштабу программа обучения грузинских пограничников под эгидой ОБСЕ, если она не будет дополнена международным присутствием на границе. Она как раз и позволит добиться своей главной цели - избавиться от присутствия третьих стран в этой зоне. Наличие эффективной и заслуживающей доверие миссии международных наблюдателей, невооруженных, но хорошо оснащенных и бдительных, является непременным условием для обеспечения безопасности в регионе - в том числе безопасности самой России.
Москва уже продемонстрировала способность превращать ОБСЕ в своего заложника. Она не только не допустила утверждения бюджета ОНГ, но и блокирует принятие бюджета ОБСЕ в целом, пытаясь подчинить ее политический курс воле Кремля. Безопасность Грузии или любой другой страны нельзя доверить организации, чье функционирование в сфере безопасности, и даже способность оплачивать счета, зависит от санкции России. Печальная судьба, постигшая Молдову в последние годы, показывает, что происходит, если страна передает в руки ОБСЕ защиту своих жизненно важных интересов. Но даже Молдова уже сбросила 'бумажные кандалы' ОБСЕ.
Единственное эффективное решение заключается в организации странами-добровольцами, в том числе членами и кандидатами в члены ЕС, а также другими государствами, дружественно относящимися к Грузии и заинтересованными в безопасности Черноморского региона, импровизированной операции по наблюдению за грузино-российской границей. ЕС вполне в состоянии профинансировать эту 'добровольческую миссию': ведь бюджет ОНГ составлял всего 15 миллионов долларов в год. Стратегическое значение Грузии для Запада и возможность стабилизации демократического строя в этой стране оправдывают и неизмеримо большие расходы.
На карту поставлены не только безопасность и суверенитет Грузии. Речь идет и о более масштабной проблеме - общей политике России в отношении соседних государств. Если мы пойдем на уступки России в отношении подлинно демократической, прозападной страны, стремящейся к вступлению в ЕС, и признаем за россиянами право вето в вопросе об обеспечении безопасности границ ее соседей, Москва, осмелев, лишь усилит давление на Грузию, да и другие страны.
Если ЕС намерен всерьез реализовать свои намерения - даже своего рода 'профессиональную специализацию' - в качестве структуры, обеспечивающий безопасность невоенными средствами, начинать ему следует с Грузии, и побыстрее - пока не растаял снег. Следующим - давно назревшим и перезревшим - шагом ЕС должна стать организация наблюдения за границами Приднестровского региона Молдовы в сотрудничестве с ориентированной на Европу Украиной.
Г-н Сокор - старший научный сотрудник вашингтонского Джеймстаунского фонда (Jamestown Foundation), издающего информационный бюллетень 'Eurasia Daily Monitor'