Выстрелы из мортир, 'Да здравствует, шеф' - ритуал был мастерски организованным и впечатляющим. В лучших традициях американского идеализма главное место в выступлении президента Буша (Bush) на ступеньках Капитолия было отведено его идеям распространения свободы на весь мир и в Америке. Зная скептическое отношение своей аудитории в Европе и частично в Вашингтоне, как и мало лестные результаты опросов общественного мнения, республиканец невозмутимо придерживался курса и повторял свои основные задачи. Свобода человека, говорил он, является единственной силой в мире, противостоящей тирании и рабству. Для того, чтобы служить народу, ему необходимо доверие. Это, мол, единственный путь. Основной тезис инаугурационной речи, почти не оставившей открытым ни одного вопроса.
Тот, кто посмотрит на деятельность переизбранного президента в 20 столетии повнимательнее, обнаружит основания для сомнений. Амбициозные замыслы сходили постоянно на нет в Конгрессе. Внешняя политика служит местом прибежища для нереализованных амбиций. Однако главная задача 43 президенту была навязана 11 сентября 2003 года извне. Но он представляет собой особый случай и в ином плане. Всем его предшественникам в случае переизбрания не на кого было опираться, то есть, их партии теряли места в Конгрессе. Напротив, в связи с переизбранием Буша на ступеньках Капитолия республиканцев оказалось больше чем прежде. Это обстоятельство может помочь Бушу, по крайней мере, в те два года до промежуточных выборов, поскольку поддержка депутатов из Белого дома может оказаться решающей.
Раньше говорили, никто не контролирует Конгресс. Эта верно, если имеется в виду партийная дисциплина, которая господствует в европейских парламентах. Некоторые республиканцы уже дали понять, что не собираются танцевать под дудочку Белого дома. Однако Буш обладает силой убеждения, и воли к сотрудничеству можно добиться. Больше искушений во внешней политике, например, в том, что касается внешнеполитических корректив, которые вносит администрация, стремясь улучшить отношения с Европой. Или в том, что касается минимизации ущерба, связанной с тем, чтобы по возможности поскорее убраться из Ирака.
Существуют границы прагматизма. Мира с террористами не выторгуешь. Не все дела решаются просто. А дипломатия и в век эмоциональных образов и абстрактных пиктограмм не только упражнение в PR. Популярность не только конечная цель политики, даже тогда, когда Конгресс позволяет ослеплять себя ею. Президент, который уже больше не может быть переизбран, обладает своего рода свободой. Он только должен уметь ею воспользоваться.