Бывший советник Бориса Ельцина, известный социолог Марк Урнов - декан факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ. Недавно им было проведено исследование по теме 'Синдром радикального авторитаризма в российском массовом сознании', результаты которого вызвали полемику в интеллектуальных кругах России.
Le Figaro: Действительно ли в российском обществе существует тяга к радикальному авторитаризму?
Марк Урнов: Пугающая тяга! У российского общества существует огромный потенциал для авторитаризма и агрессивного национализма, я бы даже назвал его фашизоидным. Он выражается в злобной ксенофобии, испытываемой ко всем, кого мы называем 'инородцами', в частности, кавказцам, китайцам и евреям. В отношении к Западу, речь идет о ксенофобии иного рода, которую можно расценить как идеологию. Она уходит корнями в советские времена, в двойственный комплекс униженности и превосходства, который тогда сложился по отношению к людям с Запада.
Идут ли эти шовинистические проявления в ногу с требованием сильной власти?
Стремление к авторитаризму в России не ново. Однако как показали результаты наших опросов, это стремление к авторитаризму страстному, совершенно отличному от традиционного авторитаризма, лишенного нетерпимости.
Мы становимся свидетелями того, как зарождается желание уничтожить все, что выглядит как диссидентство. Так, 70% опрошенных разделяют мысль о том, что все, мешающее президенту в проведении его политики, должно быть вышвырнуто из страны! Различие во мнениях среди различных социальных слоев едва заметно.
А что говорит интеллигенция?
В эпоху реформ она утратила свой статус. Вскормленная старой советской идеологией, она не в состоянии ориентироваться в жестоком мире рыночных отношений. Это серьезно. Поскольку не существует социального слоя, способного привнести в Россию демократические и либеральные ценности.
Некоторые сильно озабочены возможностью сползания к фашизму. . .
Такая опасность существует. Определенные политические силы уже готовы к подобному сценарию. Политическая система и умонастроения населения направлены в сторону шовинизма. В 80-х годах подобные крайности были представлены очень немногочисленными организациями, такими как 'Память', и общественное мнение, горячо протестуя, считало своей обязанностью заставить их замолчать. Сегодня скинхеды оживились, они убивают иностранцев и представляют собой все более и более значительную силу. Но никто и не пошевелился. Кроме того, в политике, на идеологической почве шовинистического национализма и неоимпериализма, прежде являвшейся лишь уделом смутьяна Жириновского, появилась праворадикальная организация 'Родина' во главе с более продвинутым политиком Дмитрием Рогозиным. Сила, поднимаемая им в обществе, несет внушающий сильное беспокойство агрессивный национализм.
А каково отношение Кремля?
Он во многом ее поощряет, скользя на антикавказских и антизападных настроениях по волнам имперской ностальгии. Стоящая у власти новая команда не сумела побороть в себе советский синдром. Она подкармливается славянофильскими мифами о третьем пути для России, отличающимся от того, по которому движется всегда вызывавший подозрения Запад.