Аналитик UPI Питер Лавелль, специализирующийся на российской тематике, берет интервью у профессора университета штата Канзас Дэйла Р. Херспринга (Dale R. Herspring) - эксперта по российским вооруженным силам - о том, каким образом шаги Кремля по монетизации социальных льгот затрагивают людей в погонах
UPI: В последнее время внимание общественности привлекают демонстрации с участием сотен тысяч пенсионеров, протестующих против решения Кремля урезать их социальные льготы. Насколько эти реформы затрагивают военных?
Херспринг: Этот закон весьма болезненно отразится на положении рядовых солдат и матросов, но его последствия для младших офицеров, прапорщиков и других кадровых военных можно назвать просто катастрофическими. Размер денежного довольствия офицеров младшего и среднего звена буквально шокирует. В 2002 г., к примеру, младший офицер получал порядка 2500 рублей, или 83 долларов - меньше, чем машинист московского метро. Кроме того, 168000 военнослужащих, в том числе 92000 офицеров, не имели жилья. 68000 из них снимали квартиры, а 100000 вообще не имели крыши над головой.
UPI: Таким образом, можно сделать вывод, что в результате планов Кремля по монетизации льгот положение военных только ухудшилось?
Херспринг: Да. Несмотря на готовность Путина наращивать оборонные расходы после катастрофических военных бюджетов, принимавшихся при ельцинском режиме (которые к тому же исполнялись не в полном объеме), факт остается фактом: в 2004 г. денежное довольствие военных оставалось на ужасающе низком уровне. Призывник-рядовой, к примеру, получал 3 доллара в месяц. Сам министр обороны Сергей Иванов в ноябре 2004 г. признал, что у 34% семей военных доход на одного человека не достигает даже прожиточного минимума, установленного в тех регионах, где они служат. Хуже того, по расчетам министерства, рост индекса цен с 2003 г. до конца 2005 г. должен составить 25%. В результате 'соответственно ухудшится и материальное положение подавляющего большинства военнослужащих'. Таким образом, если правительство не примет мер, '60% офицеров и прапорщиков вооруженных сил окажутся за чертой бедности'!
UPI: Не могли бы вы остановиться поподробнее на конкретных деталях кремлевского плана и его воздействии на положение военнослужащих?
Херспринг: В отношении военных это воздействие выражается в нескольких формах. Начнем с того, чего именно они лишились. Москва решила ликвидировать право на бесплатный проезд из-за отсутствия средств на ремонт и модернизацию системы общественного транспорта. Кто оплачивает эти расходы в капиталистическом обществе? Только сами пассажиры автобусов и метро. А чтобы у читателя не возникло впечатления, будто эта проблема носит несущественный характер, приведу такой факт: в Москве или на территории Московского военного округа размещены почти 400000 военнослужащих - треть состава вооруженных сил страны.
Кроме того, Кремль объявил о предстоящей отмене пенсионных льгот, введении налогообложения пенсий, а также отмене права на бесплатный проезд для контрактников - солдат и матросов - направляющихся в отпуска. Расходы на содержание спортивных сооружений и санаториев, принадлежащих вооруженным силам, сокращены в шесть раз.
UPI: Как отреагируют военные на кремлевские реформы?
Херспринг: Начнем с того, что ситуация в российских вооруженных силах выглядит ужасающей во всех отношениях: с точки зрения дедовщины, здравоохранения, денежного содержания, жилья, обучения, оснащения оружием, уровня подготовки кадров и др. Ответ прост: высококвалифицированные офицеры и прапорщики 'проголосуют ногами': они не станут принимать участие в публичных акциях протеста, а просто уйдут из армии. Так, в 2003 г. из вооруженных сил уволилось 34000 офицеров, в том числе 8000 моложе 30 лет. Причем большинство из них служили в тех родах войск, где высокий уровень подготовки особенно важен: ВДВ, Ракетных войскам стратегического назначения, Космических войсках, а также частях, дислоцированных в Дальневосточном и Сибирском военных округах.
Хотя этот вопрос и не привлекает особого внимания общественности, ситуация, которую создала для российских военных новая 'политика недофинансирования', чревата большей опасностью, чем демонстрации пенсионеров на московских улицах. Последние рано или поздно разойдутся по домам, вероятно, после того, как Кремль пойдет на некоторые уступки. Но к тому времени их примеру, возможно, последуют и многие квалифицированные офицеры и прапорщики - и результаты этого с точки зрения способности Кремля создать качественные вооруженные силы предугадать нетрудно.