Сегодня, когда президент Виктор Ющенко вступил в должность, Вашингтон должен протянуть Киеву руку помощи, поддержав усилия украинцев по созданию демократического и свободного государства 21 века.
Очистительная 'оранжевая революция' продемонстрировала всю глубину стремления украинцев сделать власть в стране честной, чуткой и демократической. Эти драматические события напомнили о том, что происходило в 1989 г. на Вацлавской площади в Праге, или о порыве к свободе польской 'Солидарности'.
Победа Виктора Ющенко на выборах 26 декабря 2004 г. привлекла внимание к вопросу о том, какие шаги Запада способны эффективнее всего помочь Украине в переходный период после выборов.
Администрация Буша должна поддержать вступление Украины во Всемирную торговую организацию, снять торговые ограничения в рамках Поправки Джексона-Вэника, поощрять стремление украинцев к членству в Европейском союзе, расширить сотрудничество с Киевом по линии НАТО, предложить новым властям стартовый кредит на реструктуризацию экономики, и недвусмысленно заявить, что Вашингтон не потерпит никаких покушений на территориальную целостность страны.
Перед администрацией Ющенко стоит множество сложных задач. Среди проблем, требующих первоочередного внимания президента, можно назвать поляризацию электората, призывы к региональной автономии и противодействие олигархов-сторонников протекционизма, аппаратчиков и преступников. Напомним: 44% избирателей поддержали премьер-министра Виктора Януковича - бывшего бандита, обещавшего укрепить связи между Украиной и Россией и даже ввести с ней систему двойного гражданства.
Восточные регионы страны, где сосредоточены запущенные, неэффективные предприятия угольной и металлургической промышленности, представляют собой главный оплот сторонников Януковича - украинских олигархов, наживающихся на экономических связях с Россией, которые способны сформировать вокруг себя политическую оппозицию реформам Ющенко.
Кроме того, Украина оказалась в эпицентре стратегического соперничества между Востоком и Западом. 'Оранжевая революция' расчистила путь для реинтеграции Украины в Европу. Российское влияние в стране ослабло, хотя отношения с гигантским соседом и в долгосрочной перспективе будут неизменно оставаться одним из внешнеполитических приоритетов Украины.
США и ЕС успешно координировали свою политику в отношении Украины, выступая с единых позиций в поддержку преобразований в этой стране - на фоне разногласий по Ираку это можно считать серьезным достижением.
Однако после украинской революции ЕС ведет себя осторожно. Сегодня Союзу, наряду со сложной проблемой вступления Турции, приходится заниматься и вопросом о будущих отношениях с Украиной. Евросоюз может проводить по отношению к ней политику добрососедства, подписать соглашение об ассоциированном членстве, или напрямую заняться вопросом о ее вступлении в свои ряды -этот процесс может быть рассчитан на 10-15 лет.
Другим многообещающим направлением для сотрудничества являются отношения Украины с НАТО. НАТО - главная западная организация, способная обеспечить интеграцию Украины, а также восстановить единство США и Европы во внешней политике. Однако вступление Украины в альянс способно вызвать затруднения в отношениях США, ЕС и самой Украины с Россией.
Америка заинтересована в стабильности и процветании на Украине и ее интеграции в евроатлантические структуры. В то же время, отношения с Россией также важны для США - администрация Буша стремится заручиться поддержкой Владимира Путина в своих будущих дипломатических акциях по иранской проблеме, в восстановлении Ирака, нераспространении оружия массового поражения, борьбе с терроризмом и сотрудничестве в топливно-энергетической сфере.
Соединенные Штаты будут поддерживать интеграцию Украины с Западом и ее прием в состав ЕС. Таким образом, наиболее целесообразный курс США в отношении Украины состоит в поощрении ее вступления в европейские структуры и увеличении объемов экономической помощи.
Администрации Буша следует убедить Конгресс 109 созыва отменить поправку Джексона-Вэника в отношении Украины. Эта поправка, препятствующая нормальному режиму двусторонней торговли, по отношению к данной стране представляется устаревшим реликтом Холодной войны. Белый дом должен дать Управлению торговых представителей США и Министерству торговли указания поддержать вступление Украины во Всемирную торговую организацию и положительно отнестись к ее заявке о предоставлении статуса страны с рыночной экономикой - при условии соблюдения шести обязательных условий, которыми Министерство торговли руководствуется для определения подобного статуса, в особенности открытости для иностранных инвестиций.
Госдепартаменту следует убеждать ЕС заключить с Украиной соглашение об ассоциированном членстве и начать предварительные консультации относительно ее вступления в эту организацию, в том числе установить конкретную дату начала переговоров.
Пентагон должен расширить сотрудничество с Украиной в рамках натовской программы 'Партнерство ради мира', помогая ей в дальнейшей модернизации вооруженных сил, установлении гражданского контроля над военными структурами, изучить возможность установить с Украиной отношения по принципу 'надежный союзник', не предусматривающие членства в НАТО, а в конечном итоге - и о ее формальном вступлении в Североатлантический альянс. Белому дому следует убедить администрацию Ющенко отказаться от предвыборного обещания о выводе украинского воинского контингента из Ирака.
Министерство финансов и Госдепартамент должны, в сотрудничестве с международными финансовыми институтами, такими как Всемирный банк и Международный валютный фонд - и в рамках этих институтов - предпринять шаги по диверсификации отраслей тяжелой промышленности, которые Украина унаследовала от СССР, а в случае необходимости предоставить ей кредит для финансирования расходов, связанных с закрытием нерентабельных шахт.
США должны помочь правительству г-на Ющенко разработать всеобъемлющие реформы, призванные установить верховенство закона, в том числе в области приватизации, позволяющие расширить свободу торговли, сократить и упростить налогообложение. Важнейшее значение для восстановления доверия граждан к государству имеет административная реформа, в том числе и в правоохранительных органах.
Вашингтон должен помочь Киеву в осуществлении экспортно-ориентированных проектов с упором на торговлю с соседними странами, а также оказывать техническую помощь и поощрять сотрудничество с частным сектором, чтобы сделать Украину привлекательной страной для иностранных инвестиций.
Перед встречей Буша с Путиным в Словакии Госдепартаменту следует изыскать возможность, чтобы заявить о полной поддержке территориальной целостности Украины со стороны США. Необходимо четко дать понять Кремлю, что поддержка, оказываемая Украине Соединенными Штатами, не направлена против политических и экономических интересов России, связанных, в частности, с военно-морской базой в Севастополе, инвестициями, поставкой энергоносителей в Европу, правом на пролет российских самолетов над ее территорией и др.
События на Украине дают США новую возможность активнее проявить себя в регионе. Вашингтон должен продемонстрировать свою неуклонную политическую поддержку демократических устремлений этой страны. В основе помощи Украине со стороны администрации Буша должен лежать последовательный и целостный политический курс по отношению к этой стране, осуществляемый в сотрудничестве с Европой.
Ариэль Коэн - научный сотрудник центра российских и евразийских исследований Института имени Кэтрин и Шелби Каллома Дэвиса (Catherine and Shelby Cullom Davis Institute) при фонде Heritage Foundation, редактор и один из авторов сборника статей 'Равновесие в Евразии: США и изменения в соотношении сил в регионе' ('Eurasia in Balance: US and the Regional Power Shift') (готовится к печати в издательстве Ashgate)
____________________________________________________________
Избранные сочинения Ариэля Коэна на ИноСМИ.Ru
Путин: друг или враг? ("Front Page Magazine", США)
У Украины украли выборы ("The Heritage Foundation", США)
В Киеве наступает решающий момент ("The Washington Times", США)
После выборов на Украине притягательная сила России в Евразии может вырасти ("EurasiaNet", США)
Ловкий ход Саудовской Аравии ("Fox News", США)
Террор в Ташкенте ("The Washington Times", США)
Прощание с последним диктатором Европы ("The Washington Times", США)
Наши задачи в Грузии ("The Washington Times", США)
Россию переводят на другой путь? ("The Washington Times", США)
Опасайтесь сближения России и Саудовской Аравии ("The Washington Times", США)