Специальный представитель свергнутого президента Чечни Аслана Масхадова Ахмед Закаев не осмелился приехать в Хельсинки для участия в семинаре 'Союза зеленых', опасаясь быть задержанным финляндскими властями с последующей передачей в Россию. Закаев объявлен в розыск через Интерпол, но, получив убежище в Британии, может свободно перемещаться по миру: недавно он побывал в Норвегии.
'Это было его собственное решение', - рассказала председатель фракции 'зеленых' в финляндском парламенте Хейди Хаутала. Она сообщила, что организаторы семинара связывались с властями (Финляндии). И власти не смогли или не захотели гарантировать свободный въезд и выезд Закаева.
'Обычно такие вопросы входят в компетенцию министерства юстиции. И это все, что я могу сказать, комментируя ситуацию', - сказала Хаутала.
Организаторы семинара связывались с Минюстом Финляндии и, неофициально, с министром юстиции Йоханнесом Коскиненом (член социал-демократической партии Финляндии), ответственным за вопросы, связанные с выдачей (другому государству) задерживаемых. Коскинен не счел возможным дать гарантии беспрепятственного въезда и выезда из страны объявленного в международный розыск человека.
'Если бы он приехал, а Россия обратилась бы с просьбой о выдаче, то трудно спрогнозировать сейчас, какие последовали бы действия, так как нет сведений о том, в какой форме и на каких основаниях мог бы быть сформулирован запрос', - заявил Коскинен. Он отметил, что количество запросов о выдаче, адресованных Россией разным странам, постоянно возрастало после того, как Закаева объявили в розыск.
Характеризуя осторожную позицию Финляндии нельзя делать вывод о том, что Финляндия более 'финляндизирована' (находится под влиянием России), чем, например, Норвегия.
Закаев стал широко известен два года назад. Тогда он принял участие в семинаре по проблемам Чечни, проведенном в Копенгагене. На основании запроса Интерпола эмиссар чеченского президента был задержан датскими властями.
После длившегося более месяца расследования Дания выпустила его, несмотря на громогласные протесты России.
Закаев переехал в Британию, где был задержан и снова освобожден до суда под залог, выплаченный актрисой Ванессой Редгрейв.
По заявлениям российской стороны, Закаев принимал участие в террористической деятельности в 1996-1999 годах и планировал похищения людей. Британия опротестовала такие заявления, и местный суд решил, что в случае выдачи в Россию Закаев неминуемо будет подвергнут пыткам.
Снабженный британскими охранными грамотами Закаев довольно свободно перемещался по территории стран-членов ЕС. Его положение осложнилось в ноябре прошлого года: Закаев намеревался принять участие в брюссельской встрече представителей российской организации 'Солдатские матери' и правительства Чечни в изгнании.
По сведениям бельгийской прессы, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт порекомендовал ему задержаться в Лондоне, в противном случае во время своего визита в Москву министр столкнулся бы с лишними проблемами. Тогда Закаев не тронулся со своего места.
В Норвегии он без проблем побывал в конце пошлого года. Правда, после окончания его поездки потребовала разъяснений, которые и были предоставлены посольством Норвегии в Москве. Судя по всему, норвежцы заявили, что внутренние дела Норвегии русских никоим образом не касаются.
В момент, когда объявленный в розыск Закаев пересекал их границу, норвежцы смотрели в другую сторону. С самого начала событий они считают объявление в розыск этого человека необоснованным.
Интерпол не комментирует целесообразность розыскных мероприятий, которые проводятся по просьбе государств-членов этой организации.
Бывший депутат Европарламента от 'зеленых', адвокат Матти Вуори сообщил, что организаторы семинара связывались не только с Коскиненом, но и с другими чиновниками различных министерств и с МИД (Финляндии).
Судя по имеющейся информации, Министерство иностранных дел не стало бы препятствовать приезду Закаева, хотя именно этому ведомству пришлось бы объяснять свою позицию России, которая при другом раскладе обязательно потребовала бы разъяснений.
'Финляндия в такой же степени заграница, в какой курица является птицей', - процитировал Вуори старую русскую поговорку 'курица - не птица, Финляндия - не заграница'.