Вчера в Киеве присягу принял новый украинский президент Ющенко. В присутствии многочисленных гостей, впрочем, среди которых глав государств или правительств государств ЕС было немного, Ющенко сделал заявку на место Украины в Европейском союзе
В своем кратком обращении перед депутатами, а также приглашенными гостями со всего мира Ющенко попытался несколько снять проблему внутриполитического противостояния, которое проявилось в последние недели.
Покончено с представлениями о второстепенной роли страны?
Ющенко подчеркнул, что сменил своего предшественника Кучму в результате честных, законных выборов, пообещал ставить превыше всего интересы страны и поклялся добиваться общей для всех граждан цели: строительства процветающей, демократической Украины. Затем Ющенко дал еще раз ясно понять, что собирается как можно быстрее привести страну к союзу с Европейским союзом. 'Наш путь в будущее это путь в единую Европу, - сказал Ющенко, на лице которого все еще сохраняются следы отравления диоксином. - Мы находимся больше не на окраине Европы. Мы - в центре Европы'.
Более понятным призыв быть не мог, но услышали ли его те, к кому он был обращен, другой вопрос. Приглашены они были все, руководители семи ведущих промышленно развитых стран, а также президент России Путин, однако самым видным главой государства, который оказался в Киеве, был, что, в конечном счете, не явилось неожиданным, польский президент Александр Квасьневский (Aleksander Kwasniewski). США были представлены уходящим в отставку государственным секретарем Пауэллом (Powell), чем они подобающим образом дали понять, сколь важны для них демократические процессы на прежнем советском пространстве. В украинской столице не было ни Блэра (Blair), ни Ширака (Chirac) или Шредера (Schroeder), тем самым, они в принципе дали тут же ответ на горячие авансы Ющенко: не спеши!
Осторожное сближение
То, что Брюссель собирается действовать, в лучшем случае, не спеша, как это стало известно на прошлой неделе в Комиссии ЕС и в Совете министров, лагерь Ющенко не воодушевляет. Целей нового президента, который еще может пользоваться своими полномочиями как Кучма в полном объеме, по меньшей мере, до сентября, в одиночку добиться достаточно сложно, и без активной поддержки со стороны Брюсселя новому главе государства будет очень трудно. Это касается экономики, которая, конечно, переживает бум, но остается далеко не прозрачной и еще в меньшей степени честной, так и проблемы коррупции, значительно превосходящей западноевропейские показатели, с ней, по-видимому, будет связано большинство трудностей Ющенко. В европейских столицах сомневаются, что в Киеве действительно придерживаются тех же ценностей, что и в Брюсселе, и поэтому там хотят поставить прогресс в будущем процессе сближения в зависимость от продвижения вперед Киева.
Ющенко, со своей стороны, предстоит преодолеть громадное сопротивление, и при этом он будет вынужден идти на многие и зачастую некрасивые компромиссы. Бюрократия при Кучме привыкла к стилю работы, исходящему из потребностей немногочисленной элиты. Заставить ее понять, что принципы правового государства неожиданно нечто большее, чем пустые слова, будет трудно. То же самое относится к экономике, которая постоянно полагалась на свои особые отношения с администрацией, а не на закон, и к парламенту, членов которого Кучма не один год подкупал и успокаивал с помощью невероятных льгот. Но первые трудности у него возникнут уже при формировании кабинета министров. То, что силы, поддерживавшие Ющенко, представляли широкий фронт, являлось преимуществом только в период борьбы за власть. Теперь многочисленные политики разного толка, которые на самом деле не столь уж и благосклонны, добиваются места в кабинете, и если Ющенко их обделит, они достаточно скоро окажутся в рядах оппозиции.
Опытный политик
Большие ожидания, которые он связывает с развитием страны, абсолютно реалистичны, сказал вчера Ющенко. Это звучит достаточно оптимистично, но все же следует учитывать, что Ющенко является не новичком, а опытным и, наверняка, не наивным политиком. Будучи главой правительства, он проводил либеральные реформы, которые многие экономисты рассматривают фундаментом для сегодняшнего бума: рост украинской экономики составляет 10 процентов. Иными словами, он не яростный революционер, а испытанный государственный деятель.