Завтра состоится еще одна церемония инаугурации - в Киеве будут чествовать Виктора Ющенко в качестве нового президента Украины. Несмотря на то, что она вряд ли привлечет столько внимания, сколько было уделено переизбранию на второй срок Джорджа Буша (George Bush), предшествующие ей события должны потрясать воображение в той же степени, что и озвученные в прошлый четверг грандиозные амбиции американского президента по распространению демократических ценностей и борьбе с тиранией во всем мире. В случае с Украиной это в первую очередь история колоссальной терпимости человека, продолжившего борьбу за президентское кресло, несмотря на явное отравление, и его сторонников, прошедших через зимние уличные демонстрации для того, чтобы добиться отмены результатов выборов, сфальсифицированных репрессивным политическим режимом, пользовавшимся поддержкой извне.
Смена власти в Украине красноречиво свидетельствует о том, чего может достичь доморощенное демократическое движение при условии, что все, включая сторонних наблюдателей, сохраняют выдержку и терпимость, и является воплощением тех благородных целей, к осуществлению которых стремится Джордж Буш.
Но теперь все больше людей в мире задают себе один и тот же вопрос: до какой степени можно рассчитывать на самообладание администрации американского президента? В своей инаугурационной речи Джордж Буш подчеркнул, что 'свобода, по своей природе, должна быть избрана сознательно', а американский стиль управления приемлем далеко не для всех. Но затем он отметил, что Соединенные Штаты 'зажгли огонь свободы в сердцах и умах людей' - неудачная метафора, учитывая то, что Ирак объят пламенем, а вокруг Ирана нагнетается обстановка открытой враждебности.
Многое из того, что говорил Джордж Буш, напоминает высокопарную риторику времен восстания американских колоний против британской метрополии, которая во время 'холодной войны' дала Америке право присвоить себе лидерство над всем свободным миром, а сегодня перекликается с планами американского президента по усилению общественной безопасности.
Но наряду с этим его слова свидетельствуют о том, что концепция американской 'исключительности', а также ее побочного эффекта - 'универсализма', переживает второе рождение. Американцы убеждены в своей уникальности и верят в то, что плоды и ценности свободы ниспосланы Соединенным Штатам свыше, что возлагает на них обязанность излучать свет свободы на все те страны, которым в этом отношении повезло гораздо меньше. 'Американский народ в отличие от всех остальных не должен удивляться силе своих идеалов', - заявил американский лидер на этой неделе. Соединенные Штаты далеко не уникальны в своем стремлении к собственной исключительности. Через это в свое время прошли Советский Союз и Франция, но только Америка обладает способностью трансформировать это стремление во все, что угодно.
На уровне публичных выступлений Джордж Буш снискал поддержку простых американцев за счет критики политики двойных стандартов своих предшественников (в число которых входит и его отец), которые считали нужным отстаивать дело демократии только там, где непосредственно затрагивались американские интересы. Но пока что у действующего президента США слова расходятся с делом. Вашингтон по-прежнему закрывает глаза на произвол авторитарных режимов в Египте, Саудовской Аравии, Пакистане, Узбекистане, России и Китае, оправдывая себя тем, что вышеупомянутые страны являются важными экономическими и стратегическими партнерами в войне с терроризмом. Действия руководства в этих странах скорее заслуживают американского дипломатического давления, направленного на ускорение процесса демократических реформ, а не значительной военной поддержки, как это было в случае с Египтом.
Сегодня мировое сообщество пришло к выводу, что определенные формы тирании, например, геноцид, требуют более серьезного внешнего воздействия, чем просто дипломатическое давление или экономические санкции. Но правом на такую гуманитарную интервенцию должна обладать только Организация Объединенных Наций, а не отдельно взятый ее член, пусть и самый мощных в экономическом и военном отношении. А еще лучше предоставить народу самому решать, что приемлемо, а что нет. Справедливость этого утверждения доказали своим примером украинцы. Возможно, что сторонники Виктора Ющенко черпали вдохновение в том, как бескровная тактика помогла сменить политическое руководство в Сербии и Грузии. Но их новая демократия должна стоять на ногах еще крепче, потому что была выпестована в родных стенах без постороннего вмешательства.