Виктор Ющенко пробыл президентом Украины менее 48 часов. Однако энергия движения в сторону Европейского Союза уже кажется непреодолимой.
У Турции есть все основания для беспокойства. Совершенно ясно, что во многих странах, особенно в Центральной Европе, существует гораздо больше сторонников приема в Евроклуб Украины, чем Турции.
Это поставило европейских дипломатов, особенно британцев, перед неприятным выбором. Они не хотят сделать ничего во вред человеку, поразившему весь мир своим избранием на пост нового руководителя Украины, поскольку делал он это под флагом сближения с Западом. Но они также не хотят давать повода для мыслей, что теперь двери в Евросоюз широко открыты. А что касается Великобритании, она не хочет лишать Турцию надежды на вступление.
Романтика сокрушительной победы Ющенко придала проблеме особую остроту. Во-первых, Москва грубо поддержала его конкурента Виктора Януковича. Во-вторых, нельзя проигнорировать тот энтузиазм сторонников Ющенко, с которым они проводили дни и ночи на морозных улицах Киева, протестуя против коррупции и фальсификации первых выборов, которые отдали победу Януковичу.
А затем было переголосование, в ходе которого выяснилось, что большинство украинцев связывает свои лучшие надежды с Ющенко, который обращен лицом к Западу, а не к Востоку.
И, наконец, нельзя не принимать во внимание уверенность врачей Ющенко, которые говорят, что действительно была попытка отравить его диоксином, в результате которой его лицо всего за несколько месяцев до выборов было обезображено нарывами и наростами.
Польша, имеющая исторические связи с западом Украины, громче других призывает ЕС тепло приветствовать Киев в своем составе. Украина также имеет много сторонников среди членов ЕС из Центральной и Восточной Европы, которые хотят ее вступления в клуб, чтобы отодвинуть границу Евросоюза еще дальше к России.
Все это вызывает некоторое замешательство в Брюсселе. Дипломаты всячески стараются избегать вопросов о том, можно ли позволить Украине встать на путь, ведущий к вступлению в ЕС.
Для Великобритании, которая является одним из самых активных сторонников принятия в ЕС Турции, такая ситуация создает особо острую проблему этики. Прежде всего, правительство Великобритании не хочет, чтобы кандидатура Турции оказалась под угрозой. Несмотря на то, что Турции уже дана отмашка на начало переговоров о вступлении, дискуссия на эту тему обнажила всю глубину возражений против принятия этой страны в некоторых частях Европы.
Правящая партия Бельгии вчера отказалась поддержать идею проведения референдума по европейской конституции, причем сделала это именно потому, что, по ее мнению, такой референдум станет вотумом поддержки членства Турции в ЕС.
Угроза, которую турецким надеждам представляют украинские амбиции, не выражена явно. Однако в столицах многих стран-членов ЕС со стажем бытуют мнения, что для принятия новых стран необходим определенный 'период переваривания'. Даже с учетом этого мнения избиратели внезапно могут прийти к заключению, что свободных мест в евроклубе уже нет.
Они могут заартачиться из-за высоких расходов. Либо они могут отказаться из-за проблем иммиграции - а именно эту позицию очень хорошо понимают британские политики.
В то же время, Британия не хочет, чтобы о ней думали как о стране, препятствующей героическим усилиям Ющенко повести Украину в другом направлении.
Он обязался провести экономические реформы, которые будут очень непопулярны на Украине, особенно в промышленных восточных регионах, больше тяготеющих к Москве, чем к Брюсселю.
Его самым убедительным аргументом в пользу данных реформ является то, что они необходимы для вступления в Евросоюз. Но если Европа будет с самого начала отвергать Ющенко, это ослабит его позиции. В худшем случае, это позволит востоку, поддерживающему Януковича, собрать голоса в его поддержку - либо в поддержку другого кандидата, ориентирующегося на Москву. Угроза раскола страны, появившаяся во время выборов, временно стихла, однако вряд ли какая-то страна Евросоюза захочет вновь спровоцировать ее усиление.
Поэтому позицию Европы можно определить как осторожное увиливание. Существуют попытки всучить Украине 'план из десяти пунктов' по укреплению связей. Это стало известно вчера, когда Ющенко прибыл в Москву со своим первым государственным визитом.
Но это лишь маленькие любезности и знаки благосклонности, которые Евросоюз обычно оказывает своим соседям: переговоры о стали, текстиле и т.д.
Более трудный вопрос состоит в следующем: подаст ли Украина официальную заявку на начало 'движения к членству', выразит ли она готовность выполнить список требований по проведению рыночных реформ и соблюдению прав человека, которые являются условием для начала переговоров о вступлении?
10 февраля Ющенко встречается с Жозе Мануэлем Баррозу, председателем Еврокомиссии. И именно этот вопрос должен стать главным во время переговоров двух руководителей.