Пермь, Россия, 25 января 2005 года. Когда на прошлой неделе сотни возмущенных пенсионеров вышли на улицы этого сонного города на Урале, чтобы протестовать против урезания правительством своих социальных льгот, милиция обвинила в разжигании беспорядков дюжину радикалов из числа учащихся и арестовала их. Однако эти демонстрации были по большей части спонтанными, и поэтому репрессивные меры почти не оказали воздействия.
Эти события также застали врасплох давно уже запуганную оппозицию, однако оппозиционеры вскоре поняли, что у них появилась редкая политическая возможность, и присоединились в демонстрантам, тем самым усилив это движение. Данный сценарий повторяется во многих городах по всей России, что активизировало критиков Кремля, которые в основном были списаны со счетов, когда президент Владимир Путин "закрутил гайки" в этой стране.
"Народ просыпается, - говорит Роман Юшков, местный защитник окружающей среды, который помогает координировать протесты в Перми. - Это начало подлинного движения народных масс".
От этого уже страдает популярность г-на Путина. Опубликованные в пятницу результаты недавнего опроса общественного мнения показывают, что рейтинг его одобрения опустился до самой низкой отметки с того момента, когда он в 2000 году пришел к власти. Хотя 32% россиян по-прежнему заявляют, что он "хорошо" или "отлично" справляется со своими обязанностями, их стало на 5% меньше по сравнению с декабрем прошлого года.
Организаторы опросов общественного мнения подчеркивают, что сердцевина сторонников г-на Путина из числа людей молодого и среднего возраста, которые выиграли от принесенной им стабильности и экономического роста, остается лояльной президенту. Действительно, демонстрации протеста, хотя они и стали широко распространенными, редко собирают более нескольких тысяч участников.
Тем не менее, ослабленная российская оппозиция до конца использует преимущества народного недовольства. В парламенте Коммунистическая партия собирает подписи в поддержку требования вотума недоверия правительству и почти набрала 90 голосов, которые нужны, чтобы инициировать голосование. Пятеро парламентариев из правой фракции "Родина", которая обыкновенно бывает лояльной к Кремлю, объявили голодовку.
"Это серьезная возможность для оппозиционных партий, - говорит Ростислав Туровский, региональный аналитик из Центра политических технологий в Москве. - Все они сейчас сражаются за голоса тех, кто лишился льгот".
Это способствовало созданию некоторых маловероятных альянсов. В целом ряде городов протесты сегодня организуются коммунистами в союзе с членами движения "Яблоко", давно существующего движения за сближение с Западом и за свободный рынок, которое редко выступает заодно с крайними левыми. Это начало меняться после выборов в декабре 2003 года, когда фракцию "Яблока" выкинули из парламента, где сегодня доминируют пропутинские партии.
"Нас с коммунистами объединяет общая неприязнь к режиму Путина, - сказала Галина Михайлова, занимающая в движении "Яблоко" официальный пост. - И когда нет свободного парламента или средств массовой информации, остается только выйти на улицы".
В фокусе возмущения находится закон, который заменил такие натуральные льготы, как бесплатный проезд на транспорте и бесплатные лекарства для пожилых людей, инвалидов и ветеранов войн, на денежные выплаты. Однако демонстранты заявляют, что денежные выплаты не до конца компенсируют утраченные ими льготы.
Правительство обещало повысить пенсии за счет огромного профицита своего бюджета и дать миллионам пенсионеров субсидируемые проездные билеты.
Однако аналитики и организаторы протестов говорят, что этого будет мало, чтобы прекратить волнения. Правительство начинает общий пересмотр состояния дел в социальной сфере, в результате которого значительно увеличатся коммунальные платежи, а также будут ликвидированы бесплатное здравоохранение и образование. Для российских стариков и инвалидов шок будет очень интенсивным.
Протесты в Перми начались на прошлой неделе, когда тысячи людей в течение 2 дней подряд блокировали главную городскую магистраль. "Все это было спланировано молодыми возмутителями спокойствия, которым все равно, против чего протестовать", - сказал в интервью исполняющий обязанности губернатора Перми Олег Чиркунов.
Г-н Юшков сказал, что губернатор неправ. "Власти не сумели понять, что эти протесты были совершенно спонтанными", - сказал он.
Этот защитник окружающей среды заявляет, что он сам тоже был сильно удивлен страстностью демонстрантов. Он говорит, что жители Перми обыкновенно настолько апатичны, что эту область прозвали "политическим болотом" России. Пермь является относительно процветающим городом: поскольку там имеются нефтеперегонные заводы, заводы по производству калийных удобрений и завод ракетных двигателей, средний доход на душу населения высокий, а безработица низкая. Во время президентских выборов в марте прошлого года за г-на Путина проголосовали более 72% жителей Перми, что несколько выше, чем по стране в целом.
Однако наблюдатели говорят, что пенсионеры Перми давно чувствуют себя несчастными. Подобно сотням тысяч по всей России, многие лишились своих накоплений, когда правительство в 1992 году отпустило прежде контролировавшиеся государством цены на товары, а также когда произошел финансовый кризис 1998 года. Их скромные государственные пенсии съедает инфляция. Последней соломинкой для них явилась отмена бесплатного проезда на общественном транспорте.
Активисты пермской оппозиции не замедлили присоединиться к демонстрациям протеста. Вскоре сформировался альянс местных троцкистов, радикальных "зеленых" и коммунистов. Им удалось встретиться с г-ном Чиркуновым. В среду он на протяжении 3 часов пытался разъяснять примерно 600 участникам демонстрации протеста выгоды от перемен. Однако его слова часто заглушались выкриками "Лжец!", "Вор!" и "Враг народа!"
"Это только начало нашей борьбы", - выкрикнул отставной полковник милиции Александр Сорокин, слова которого толпа встретила аплодисментами. Г-н Сорокин, г-н Юшков и 24 других были избраны в комитет для переговоров с г-ном Чиркуновым. Тот предложил недорогие проездные билеты всем пенсионерам, учащимся и инвалидам, но его оппоненты говорят, что протесты будут продолжаться до тех пор, когда он объявит годичный мораторий на всю реформу системы социальных льгот.
Оказавшись в трудном положении, этот верный сторонник г-на Путина поклялся оставаться твердым. Он говорит, что любые уступки в вопросе проезда в общественном транспорте сделают невозможными дальнейшие реформы системы социальных льгот. "Если я уступлю этим протестам, то никогда не смогу осуществить эти реформы, - сказал он. - Повернуть назад невозможно".