Автор материала лидер партии "Яблоко"
Главным содержанием в области политики, экономики и государственного строительства в 2004 году были весьма энергичные усилия президента и правительства по реализации курса так называемой авторитарной модернизации.
Концепция 'авторитарной модернизации' в исполнении Владимира Путина преследует цель 'укрепления государственности и ускорения экономического развития'. Однако эти, возможно, благородные цели реализуются достаточно противоречивыми средствами.
Итак, каковы основные составные компоненты политики Путина?
В 2004 году власти продолжили наступление на свободу слова и оказали серьезное давление на СМИ. В результате в стране не осталось ни одной политической программы, идущей в прямом эфире, существуют прямые запреты на обсуждения наиболее серьезных тем, например, Беслан или Юганскнефтегаз.
Свобода политического выбора в России все больше и больше ограничивается. Для политических партий созданы невыносимые условия существования, абсурдные требования к численности, требование регистрации каждого члена в государственных органах (с сообщением адреса), государство ввело надежный запрет на политические дебаты, когда избиратель может оценивать разные точки зрения, и, наконец, вообще отменило выборы губернаторов. Минимальные предпосылки для того, чтобы считать выборы честными - независимое от администрации президента финансирование политических партий, независимые СМИ, независимая судебная система - в России больше не существуют.
Схожим образом в 2004 году власти приняли ряд законов, цель которых подавить даже признаки гражданского сопротивления и маргинализировать всех политических оппонентов с помощью цензуры. Эти законы поощряют цензуру и не позволяют нормально функционировать независимым политическим и гражданским организациям. Политика ограничения свободы слова и деятельности независимых политических и гражданских организаций максимально деполитизирует политическое общественное мнение и приводит к промыванию мозгов населения. Телевидение все больше и больше навязывает людям дремучие политические стереотипы из далекого прошлого России.
Подавляя всякую критику и влияние извне, власти все больше игнорируют принцип разделения властей, подчинив cебе парламент, суд, правительство, а также прессу, гражданские организации и даже бизнес. Какой бы то ни было внешний контроль их деятельности, какая бы то ни было система сдержек и противовесов не рассматриваются как необходимые. Это означает, что мы имеем дело с полной непрозрачностью силовых структур, правоохранительных органов и спецслужб. Подобная непрозрачность в свою очередь диктует необходимость максимальной централизации власти, что подрывает принцип федерализма.
В 2004 году, впервые за последние 20 лет, власти использовали реальные и мнимые угрозы для создания при любой возможности обстановки чрезвычайщины, назначая политических оппонентов врагами, 'пятыми колоннами', предателями и постоянно заявляя о каких-то неназываемых внешних силах, которые угрожают России. Эти угрозы извне служат оправданием имперской политики России в ближнем зарубежье.
В экономической сфере власти установили клановый псевдогосударственний тотальный контроль за бизнесом и частной инициативой, сохранив для этого полукриминальную олигархическую экономическую систему с крайне нестабильными и абсолютно непрозрачными правами собственности, созданную в середине 90-х годов. Подобная система допускает волюнтаристское, силовое преследование, включая селективное применение судебных и политических репрессий, перераспределение собственности (как это произошло, например, с ЮКОСом и жульнической продажей 'Юганскнефтегаза').
Одновременно государство приняло комплекс мер по ограничению притока иностранных инвестиций в Россию, полагая, что политическая независимость достигается экономической изоляцией.
В 2004 году российские власти стремились создавать имидж современной страны, достойного партнера наиболее развитых стран путем санкционирования некоторым членам правительства и отдельным работникам администрации отдельных несогласий с генеральной линией при сохранении их на официальных должностях.
Вот в этом и состоит путинский авторитаризм в многополярном мире. Российская бюрократия, которую сейчас принято назначать главной виновницей всех бед, на самом деле лишь добросовестно, может быть с некоторым избыточным рвением, исполняет указания президента и реализует его политический курс.
Президент и его люди предполагают, что такими методами они смогут сохранить единство и обеспечить безопасность страны, вывести экономику на современный уровень, осуществить с опорой на собственные силы технологический прорыв в области конкурентоспособных наукоемких технологий, создать современные эффективные вооруженные силы и спецслужбы. Однако добиться этого подобными методами невозможно.
2004 год, когда эта авторитарная система действовала практически в полном объеме, показал ее неспособность решить ни одну из задач, стоящих перед страной. Наоборот, положение по всем основным направлениям ухудшилось: в экономике и в бизнесе, в социальной и внутриполитической сфере, в области безопасности и внешней политики. В целом по качеству жизни в 2004 году Россия заняла 105 место из 111 стран.
2004 год убедительно показал, что политический курс, реализуемый президентом Путиным, привел к серьезной внутренней нестабильности, сопровождающейся очевидными провалами во внутренней и внешней политике, дезориентацией элит, отсутствием идей и людей, которые могут их генерировать и реализовывать. Усилилась парализующая атмосфера неуверенности и страха. Авторитаризм пришел в непримиримое противоречие с задачами модернизации.
Более того, примерно те же тенденции привели не так давно к распаду Советского Союза. Их искусственное возобновление создает предпосылки продолжения процесса распада. Власти игнорируют его возможные последствия.
Это не ошибки, не недопонимание, не злоупотребления бюрократии, не отдельные эксцессы на пути 'укрепления государственности'. Это сознательный, продуманный политический курс.
Итог 2004 года: усиление авторитаризма и демодернизация. Выход из нынешнего положения может быть достигнут последовательным соблюдением нашей собственной конституции. Заставить властную группировку это делать может только народ.
Оптимистичный прогноз? Да, но не на этот год.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Григорий Явлинский: Что случилось с Россией? ("The International Herald Tribune", США)
Григорий Явлинский: Иностранные журналисты в России ("The International Herald Tribune", США)
Григорий Явлинский: До 2008 года в России ничего не произойдет ("Die Welt", Германия)
Григорий Явлинский: 'Для Путина государство превыше всего' ("Der Tagesspiegel", Германия)
Григорий Явлинский: Без свободной рыночной экономики потенциал России останется нераскрытым ("Handelsblatt", Германия)
Григорий Явлинский: 'Россия - это уже не Советский Союз, но и не демократическая страна' ("La Vanguardia", Испания)
ГригорийЯвлинский: Пикник у Путина: Капитальный ремонт международных отношений ("The Moscow Times")