О каких ценностях говорит нам понятие 'человечество'? Поскольку вопрос безграничен, юристам по-прежнему трудно определиться с преступлениями против человечества.
Такое судебное обвинение впервые появилось в 1945 году, и было применено в отношении гитлеровского варварства. С тех пор это понятие постоянно расширяется. Недавно его начали употреблять в отношении терроризма и клонирования человека. 'При помощи этого понятия пытаются определить ценности, которые трудно описать юридическими терминами', - считает Мишель Массе (Michel Masse), профессор права в университете Пуатье (Poitiers).
До Второй мировой войны коллективные антигуманные действия, направленные против гражданского населения ради достижения политической цели, квалифицировались как 'военные преступления'. И только несколько дипломатов употребили выражение 'преступление против человечества' после геноцида армян в 1915 году.
Преступления против человечества вошли в текст 'Лондонского соглашения' от 8 августа 1945 года, определившим Нюрнберг в качестве места проведения международного суда над военными преступниками. Тогда подобные преступления были определены как 'убийство, истребление, приведение в рабское состояние, депортация, и любое другое бесчеловечное действие, направленное против всего гражданского населения, до начала или в ходе военных действий, а также преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам'.
Но главным в 1945 году было наказать за преступления против мира и военные преступления. Жертвам среди гражданского населения не было уделено внимание. На Нюрнбергском процессе 'преступления против человечества, несмотря на то, что это понятие только что было введено в употребление, не рассматривались', - напоминает Дени Сала (Denis Salas), генеральный секретарь Ассоциации историков права. В приговорах, вынесенных высокопоставленным нацистам эти преступления 'упоминаются только как промежуточная категория, предназначенная для того, чтобы восполнить недостаток других обвинений, - поясняет г-н Сала. - Участники Нюрнбергского процесса плохо представляли себе радикальное зло, которое не вмещалось бы в рамки закона'.
В 1948 году ООН отнесла геноцид к категории преступлений против человечества. В 1973 году пришел черед апартеида. Преступников судили по новому обвинению, суды соответствующих государств, как это было в случае с Адольфом Эйхманом в Израиле, или соответствующие международные суды, подобные трибуналу для бывшей Югославии.
Во Франции пришлось дождаться принятия уголовного кодекса 1994 года, чтобы эти преступления оказались вне контекста Второй мировой войны и стали частью национального права. Однако соответствующие положения документа 1994 года так никогда и не применялись. Полю Тувье (Paul Touvier), Клаусу Барбье (Klaus Barbie) и Морису Папону (Maurice Papon) приговоры были вынесены в соответствии с нюренбергскими положениями и принятым в 1964 году (окончательно утвержденным в 1976 году) законом о неприменимости срока давности в отношении преступлений против человечества.
Конечно, существовали и иски против иностранных преступников, разыскивавшихся на территории Франции, например, Аугусто Пиночета. Однако, хотя это преступление и бессрочно, юристы все же квалифицировали его как пытки для большей эффективности. В этом вопросе Конвенция ООН позволяет прибегать к всемирной компетенции. Кроме того, два принятых в 2001 году закона - о признании геноцида армян и рабстве - не могут быть применены для судебного преследования виновных в силу принципа необратимости действия.
Однако 'самое главное заключается в том, что французское право оказалось блокировано Кассационным судом, для того чтобы преступление против человечества не могло быть применено к Алжирской войне, - подчеркнул г-н Массе. - Франция признает это преступление по старым фактам и по новым законодательным актам, начиная с 1994 года. А между ними пустота - как в памяти, так и в законах'.
Террористические акты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке снова напомнили об обвинениях пятидесятилетней давности. По мнению Роберта Бадинтера (Robert Badinter), эти действия могут быть квалифицированы как преступления против человечества. 'Действия, сеющие ужас, слепо направленные против гражданского населения и совершенные во имя идеологических целей, полностью укладываются в рамки понятия 'преступления против человечества', - считает бывший министр юстиции.
К тому же и принятые в 2002 году положения Международного уголовного суда определяют преступления против человечества как акты убийства, истребления, преследования или депортации, 'совершенные единовременно или совершаемые систематически в отношении всего гражданского населения'.
Однако в этом вопросе среди юристов нет единодушия. До настоящего времени оба эти законодательства действовали параллельно, поясняет г-н Массе, т.к. 'природа терроризма различна - если применять его к кому угодно, а не к определенной группе. Террористы, в отличие от других преступников не контролируют определенную территорию. И, наконец, они пользуются относительным моральным оправданием: спустя годы после свершения своих деяний некоторые террористы перестают быть вне закона и даже получают в свои руки власть'.
По фактам использования биотехнологий также проводятся расследования. Принятый во Франции закон от 6 августа 2004 года внес изменения в уголовный кодекс, поставив в начало главы, посвященной преступлениям против личности, 'преступления против человечества и человеческого рода'. К ним-то и относятся евгеника и клонирование человека, за которые полагается 30-летний тюремный срок. 'Преступление против человечества может определяться как факт массового уничтожения людей, отличающихся друг от друга. Клонирование можно считать обратным действием, фактом создания обезличенных людей. Отсюда и сближение обоих понятий, даже если действующее на ощупь право их еще не объединило', - считает г-н Массе.
Создание Международного уголовного суда отныне дает возможность разбирать на суде любые 'наиболее тяжкие преступления, затрагивающие все мировое сообщество'. 'Это шаг вперед, - подчеркивает г-н Бадинтер, - но юристы извлекли еще не все уроки из Освенцима. И что-то давно уже никто не заговаривает о последующих фактах геноцида, как, например, в Камбодже'.