Из всех руководителей стран бывшего Советского Союза именно он гораздо больше всех рад тому, что Виктор Ющенко пришел к власти на Украине и заявил о стремлении своей республики присоединиться к 'объединенной Европе'. У него была 'собственная' революция, розовая, тогда как на Украине революция была окрашена в оранжевый цвет. И ему вот уже целый год, прошедший с момента избрания, приходится как-то управляться с таким деликатным вопросом как отношения с посуровевшей и непредсказуемой Россией, страшно недовольной тем, что зона ее влияния сузилась. Одним словом, юный президент Грузии Михаил Саакашвили с пристальным вниманием следит за первыми шагами своего киевского коллеги, которого 24 января без особой теплоты принимал в Кремле Владимир Путин.
Новые руководители Украины и Грузии подружились и считают, что их судьбы неразрывно связаны. До такой степени, что они вместе отправились кататься на лыжах в Карпаты в начале января, прихватив с собой и семьи. Они воспользовались этими каникулами, чтобы сделать совместное заявление, в котором уверяли, что ни одна из этих двух 'революций' не произошла в результате какого-либо заговора или действий, руководимых из-за рубежа, в чем их обвиняют в Москве, а что они были, ни больше ни меньше, 'новой волной освобождения в Европе, которая приведет к окончательной победе демократии и свободы на всем континенте'.
Грузинский президент позвонил из Тбилиси по телефону 24 января, накануне отъезда в Страсбург, где в среду он должен выступить на Парламентской Ассамблее Совета Европы. По его словам, успехи Грузии на Кавказе в определенной степени зависят от развития событий на Украине, от успеха провозглашенных Ющенко реформ и от того, как к ним отнесутся в Европе.
Геополитические изменения
'Можно провести немало параллелей, - сказал г-н Саакашвили. - Наши революции во многом сходны, даже внешне. Во время инаугурации Ющенко высказался в пользу европейского выбора Украины, используя даже более сильные выражения, чем те, которые употребляли мы, когда речь шла о Грузии. И вот теперь, отправившись со своим первым зарубежным визитом в Россию, он также пытается установить тесное и мирное сотрудничество с Москвой. Но нелегок этот путь, так как Россия изменилась за последний год, и даже за последние месяцы', намекает Саакашвили на новый этап централизации власти в Кремле и ставшую привычной риторику московских властных кругов, согласно которой страна находится в окружении враждебных сил и недружелюбных соседей.
'Мое первое впечатление от Путина в январе 2004 года было очень благоприятным, - вспоминает г-н Саакашвили, - но потом Россия повела себя в отношении Грузии скандальным образом. Я надеюсь, что Украине удастся избежать подобного'. Отныне Украина и Грузия образуют 'демократический мост' на постсоветском пространстве, считает г-н Саакашвили, убежденный в том, что произошедшее с ними послужит уроком для остальных республик. 'Речь не идет об экспорте революции. Однако мы показали, что народ нельзя терроризировать, что демократическая модель не имеет альтернативы, и что правительствам необходимо принять эти реалии. Вся геополитика региона таким образом изменилась'.
Г-н Саакашвили принял решение включиться в урегулирование кризиса в Южной Осетии, пограничном с Россией сепаратистском регионе Грузии, где недавняя серия захватов заложников вновь усилила напряженность в отношениях между грузинами и осетинами. Г-н Саакашвили намерен представить в Страсбурге план установления мира с предоставлением широкой автономии этому пользующемуся поддержкой Москвы региону. Речь идет о первом предоставлении автономии, сделанным Тбилиси осетинам с момента возникновения конфликта в 1992 году, по условиям которого в этих долинах Кавказа развернула свою работу миссия ОБСЕ.
Восстановление территориальной целостности собственной страны - безусловно, одна из навязчивых идей г-на Саакашвили, который недавно приступил к закупке снаряжения для своей армии, в частности, на Украине. Если переговоры по вопросу осетинской автономии потерпят провал, можно опасаться нового всплеска насилия.
Однако Грузию пожурил в понедельник Совет Европы, упрекнув ее в сильной концентрации президентских полномочий и слабости политической оппозиции. 'Я согласен, это нормально, - спокойно ответил на это г-н Саакашвили. - Спустя какое-то время нам нужно будет пересмотреть Конституцию'.
Между тем, чтобы добиться расположения администрации Буша, Грузия решила более чем в два раза увеличить свой контингент в Ираке, который вместо 350 военнослужащих составит 850. А это немалый вклад для страны, население которой насчитывает 4 миллиона человек, и армия которой, состоящая из 12 000 человек, полностью оснащена благодаря американской военной помощи. Мост демократии и мост безопасности, по словам президента Саакашвили, - связаны между собой.