Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Рядовые герои

Бывший узник Освенцима против присутствия президента Путина на церемонии, посвященной 60-летию освобождения лагеря Красной Армией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В тот момент, когда весь мир замирает, чтобы вспомнить о Холокосте, самом страшном преступлении против человечества, будет совершенно правильно отдать дань уважения советским освободителям Освенцима. Но также будет правильно совершенно точно вспомнить, что в 1945 году делали советские освободители в Польше и других частях сегодняшней новой Европы. Путин эту историю игнорирует. Он игнорирует то, что большинство поляков, боровшихся против антисемитизма, также выступали против России.

ВАРШАВА - Тот, кто контролирует прошлое, контролирует будущее, тот, кто контролирует настоящее, контролирует прошлое. Долгое время в Польше цитировать Оруэлла было плохой затеей. На этой неделе, когда в стране происходит два памятных события, эти слова звучат по-прежнему актуально. В четверг 60-я годовщина освобождения Освенцима советскими войсками будет отмечена выступлениями российского президента Владимира Путина и других высокопоставленных лиц. А сегодня в столице Польши хоронят легендарного 'курьера из Варшавы' Яна Новака-Езеранского, человека, стоявшего за созданием после войны радиостанции 'Свободная Европа'. Он скончался в четверг в возрасте 91 года.

***

Новак-Езеранский посвятил свою жизнь борьбе со злом антисемитизма и коммунизма, добиваясь того, чтобы правда становилась известна всем. Во время Второй Мировой войны он рисковал жизнью, доставляя разведывательную информацию польской Армии Крайовой через территорию, занятую нацистами, в Лондон. Таким образом, среди прочей важной информации, западные союзники получали сведения о том, что происходило в Освенциме.

В 1942 году генерал Владислав Сикорский, премьер-министр польского правительства в изгнании, выступал в Лондоне по радио Би-Би-Си с призывами ко всему миру, чтобы тот обратил внимание на беды евреев в оккупированной нацистами Польше. Он также просил Британию и Америку задать своему советскому союзнику вопросы о его недавнем кровавом прошлом. Оба этих призыва вначале оставались без внимания, будучи расцененными как преувеличение, поэтому задачей Новака-Езеранского стало представить из Польши свидетельства, нужные генералу Сикорскому.

Во времена холодной войны Новак-Езеранский вел не подвергающиеся цензуре радиопередачи из Мюнхена на оккупированную Советами Восточную Европу, чтобы миллионы людей услышали правду - зачастую о своем недавнем прошлом. Затем он переехал в Вашингтон, где, ссылаясь на военную историю своей страны, настойчиво выступал за принятие Польши в НАТО, пока, наконец, в 1999 году эта мечта не стала реальностью. Он также использовал свое общественное положение, чтобы разоблачать и подвергать резкой критике примеры возрождающегося антисемитизма среди своих соотечественников. 'Меня сподвигла на это память об убитых друзьях и соратниках, - сказал мне шесть месяцев назад во время интервью Новак-Езеранский , - лишь по воле случая я не разделил их судьбу. Поэтому каждый момент своей последующей жизни я жил и за них, продолжая их борьбу'. Однако те друзья, о которых в данном случае говорил Новак-Езеранский, погибли не от рук нацистов, а от рук освободителей Освенцима. Пять лет до того, как Советский Союз сокрушил Третий Рейх, он был союзником Гитлера в соответствии с пактом Молотова-Рибентропа. В 1939 году, через три недели после ввода немецких войск в Польшу с запада, СССР оккупировал восточную часть этой страны. В 1940 году Советы расстреляли в лесах Катыни 4 000 польских офицеров, христиан и иудеев, цвет своего поколения. Освободители Освенцима бросили тысячи других погибать в лагерях Гулага.

Новак-Езеранский рассказал мне, что лишь случайно сумел избежать катыньского расстрела. Со свойственной ему скромностью он часто подчеркивал, что его курьерские поездки были возможны благодаря рядовым партизанам Армии Крайовой из оккупированной Польши, многие из которых так и не стали знаменитыми, и многие из которых придут на его похороны сегодня и на мероприятия в Освенциме завтра.

***

Антоний Колодзежик - обычный пожилой поляк. Он счастливо живет со своей женой в маленькой варшавской квартирке, на стене у него распятие, он не религиозен, у него есть сын, эмигрировавший в Америку. Но вот Колодзежик закатывает рукав своей рубашки, и становится ясно, что это не обычный поляк. На его левой руке синим цветом нанесены цифры - 138048, - порядковый номер, который он получил в Освенциме. В 1942 году Колодзежика, которому тогда было 17, схватили нацисты - не потому, что был евреем, а потому что был заподозрен в участии движения сопротивления Армии Крайовой, что было правдой. Будучи партизаном миллионной Армии Крайовой, он взрывал железные дороги на пути составов, везших припасы гитлеровской армии, напавшей на Советский Союз. Вместе с другими обычными польскими подростками он также носил еду в еврейское гетто своего родного города Конске, где жили и голодали его одноклассники-евреи. В отличие от других оккупированных стран, в Польше нацисты расстреливали всю семью человека не еврея, если обнаруживали, что он помогает евреям. Но, по словам Колодзежика, в его поступках не было ничего выдающегося. 'Это делали многие дети, и я тоже это делал', - говорит он.

В Освенциме Колодзежик пережил психологическую и физическую травму, но в отличие от большинства других остался в живых. Он сказал мне, что своей жизнью обязан еврейскому доктору Шору, который скрыл от лагерной охраны, что Колодзежик болен тифом. Этот счастливый человек выглядит полностью примирившимся со своими бывшими захватчиками. Германия и немцы очень часто выражают раскаяние за те преступления, свидетелем которых он являлся. Началось это с самого первого дня после окончания войны, когда женщина-немка, потерявшая на восточном фронте двух своих сыновей, выходила Колодзежика, вернув его к жизни.

Однако запланированная на четверг церемония в Освенциме вызывает у Колодзежика смешанные чувства. Память обладает большой силой. Память можно использовать для примирения бывших врагов, для воздания почестей мужеству прошлого и для раскрытия правды. Ее также можно использовать для подавления инакомыслия и для воссоздания мифов.

Президент Путин в Освенциме будет представлять Красную Армию Советского Союза. Он часто заявляет, что Россия является правопреемницей советского государства. На этой неделе все будет так же. Он займет почетное место на церемонии и будет вспоминать о героической борьбе миллионов советских солдат, которые гнали нацистов от Сталинграда - через Освенцим - до Берлина. Но в то же время на Армию Крайову, которая предупреждала весь мир о нацистском геноциде, вел охоту НКВД, предшественник КГБ, бывшего места работы Путина. Да, Красная Армия освободила узников Освенцима (христиан и иудеев), но потом она обращалась с ними как с преступниками, и многих расстреляла. Колодзежик перед освобождением Освенцима был переведен в лагерь на территории Германии. Сегодня он не приедет в Освенцим, бывший когда-то домом для этого 80-летнего старика. Он также против присутствия там Путина.

В тот момент, когда весь мир замирает, чтобы вспомнить о Холокосте, самом страшном преступлении против человечества, будет совершенно правильно отдать дань уважения советским освободителям Освенцима. Но также будет правильно совершенно точно вспомнить, что в 1945 году делали советские освободители в Польше и других частях сегодняшней новой Европы. Путин эту историю игнорирует. Он игнорирует то, что большинство поляков, боровшихся против антисемитизма, также выступали против России.

Поэтому самым лучшим способом воздать почести таким людям, как Новак-Езеранский и Антоний Колодзежик, будет вспомнить всю правду о прошлом, а не только то, что хотят сильные мира сего.

Камил Чорек является внештатным журналистом