В России подделка продукции принимает такие масштабы, что США включили эту тему в свою политическую программу. Некоторые изготовители оригинальных изделий в некоторых случаях сотрудничают с производителями пиратской продукции
В 5 часов утра розничные торговцы стоят в очереди. В открытом всем ветрам фабричном цехе на Юго-Востоке Москвы выставлены на продажу любые торговые марки со всего мира. На одном прилавке - спортивные костюмы и зимние куртки Adidas и Reebok, на другом - рубашки Dolce & Gabbana, дальше следуют костюмы и галстуки Versace и Armani. Опытные взгляды проверяют покрой, швы, этикетки. Пальцы ощупывают материал, подкладку, пуговицы. Покупатели удовлетворенно кивают или неодобрительно покачивают головами.
Они платят наличными, вынимая пачки рублей. Товар укладывается в коробки или квадратные сумки в красно-синюю клетку и отправляются на розничные рынки и в бутики. А чтобы посторонние не мешали, у фабрики есть на территории собственная охрана - российская милиция. В мафиозной среде структуру, которая защищает, называют 'крышей'. А здесь мы видим, что 'крышей' является государство.
'Продаю мировые марки по оптовым ценам', - звучит текст рекламного объявления в московском рекламном издании. Указан адрес и телефон: та самая фабрика. Более явным след к источнику пиратской продукции быть не может.
Пиратская продукция в России завладела рынком потребительских товаров. По данным Министерства внутренних дел ее доля составляет 30%. От духов до шуб из натурального меха, от 'Виагры' до водки, от CD до DVD, - ничто не защищено от подделки. В одной только России ущерб, который наносится изготовителям оригинальной продукции, составляет от 3 до 5 миллиардов евро в год. Во время своего выступления на слушаниях министр иностранных дел США Кондолиза Райс после того как затронула темы о ядерных материалах и Украине, обратилась к проблеме пиратства в России. Это 'очень большая проблема', - сказала она на заседании внешнеполитической комиссии Сената. Американское правительство, как сообщила она, 'обратило внимание' российского руководства на эту проблему. На мировом рынке ежегодно сбывается пиратская продукция на сумму около 300 миллиардов евро. Примерно одна десятая этого ущерба, то есть 30 миллиардов евро, приходится на немецкие предприятия.
Международный Альянс по защите интеллектуальной собственности (IIPA), лоббистская организация индустрии развлечений, считает Россию одним из 'самых серьезных пиратов товарных знаков в мире'. Особое беспокойство организации вызывают три тенденции. 1) Новые фабрики, где нелегально производится видео-продукция, растут как грибы после дождя. Они принадлежат преступным синдикатам с хорошо развитой торговой сетью. 2) Работа служб безопасности не производит никакого устрашающего действия. 3) Отсутствуют необходимые правовые реформы.
По данным IIPA в России 75% проданных фильмов, 64% звукозаписей и 80% компьютерных развлекательных программ являются подделками. Россия занимает первое место в мире по количеству поддельных компьютерных программ, которые она экспортирует также и в страны ЕС, прежде всего в Польшу, она занимает также первое место по количеству фальшивых звукозаписей.
Возьмем, к примеру, 'Горбушку'. Здесь, на бывшем заводе телеаппаратуры 'Рубин', размещен крупнейший в Европе черный рынок аудио-, видео-дисков и дисководов для компакт-дисков. 'Авиатор' с Леонардо ди Каприо можно купить на DVD всего за 150 рублей (4 евро). Здесь же можно приобрести копии фильмов еще до их выхода на экраны в США. Лицензия? - 'Знаете ли, все сразу получить нельзя', - говорит продавец и задает вопрос: 'Вы хотите оригинал или подделку?'. Качество большинства пиратских копий поражает. Здание, где размещается рынок 'Горбушка', принадлежит Москве, правительство которой возглавляет мэр Юрий Лужков. Если американский посол Александр Вершбоу хочет позлиться, он отправляется на 'Горбушку'. Американскую индустрию развлечений происходящее в России вовсе не радует. И Вершбоу приходится выслушивать упреки в том, что политики ничего не предпринимают. Но все же, одним из главных препятствий на пути вступления России в ВТО является недостаточная защита товарных знаков.
Ольга Дергунова (39), энергичная женщина, настроена по-боевому. Уже 10 лет она носит титул 'Miss Microsoft' в России. Менеджер крупнейшего в мире концерна, выпускающего продукцию программного обеспечения, собирается подорвать монополию производителей пиратской продукции. 'Посмотрите на вашу собственную коллекцию CD или DVD и скажите, сколько среди них пиратских копий', - советует она каждому. В 1997 г. Дергуновой удалось заключить с российским нефтяным концерном 'Лукойл' контракт на продажу 5000 программ Mikrosoft. Таким образом, она вырвала из рук пиратов первый крупный российский концерн. Если раньше доля пиратских продуктов Microsoft на российском рынке составляла 99%, то сегодня 'всего' 87%. На развивающемся российском рынке со 143 миллионами потенциальных потребителей оборот американского предприятия Microsoft, программное обеспечение которого установлено на 90% всех компьютеров мира, составляет всего 100 миллионов долларов.
Производители пиратской продукции уже давно не маленькие мальчики, мастерящие в подвалах джинсы и приклеивающие к ним лейблы 'Levi's'. У них блестящие связи с торговлей, а также с таможней и милицией. Так, компакт-диски, как правило, изготавливаются на оборонных предприятиях. Сегодня насчитывается 32 'кузницы' CD- и DVD-дисков, снабжающие как Россию, так и обширные территории Восточной Европы, то есть и страны ЕС. Зачастую эти предприятия работают круглосуточно. А это значит, что днем фабрика производит легальную продукцию, а ночью - пиратскую.
Как же реагируют предприятия, чей товарный знак подделывается. 'В некоторых странах наши изделия так точно копируются, что я уже сам не могут различить их', - говорит Рольф Куниш, председатель правления Beiersdorf AG, о российских плагиатах. Они все больше беспокоят концерн. Чтобы лучше защитить свою продукцию от подделок, Beiersdorf начал недавно наносить голограммы, разработанные его дочерним предприятием Tesa Scribos, на продукцию марки Nivea, сбываемую в России. Это крошечные сертификаты подлинности, которые может расшифровать лазерное устройство, предоставляемое фирмой Beiersdorf торговым предприятиям.
Некоторые другие концерны подключили своих юристов. Они направляют в Россию детективов, чтобы выявить каналы сбыта пиратской продукции. При этом Россия считается, как говорит один из знатоков отрасли, самым опасным местом, потому что на стороне гангстеров выступает и милиция.
Опять же иные производители оригиналов идут на союз с бывшими противниками. Например, один европейский производитель драгоценностей. Сначала он подал судебный иск против пирата, имитировавшего оригинальную продукцию с большим размахом. Но неожиданно иск был отозван. С тех пор изготовитель подлинных изделий использует каналы сбыта этого производителя пиратской продукции для торговли своим лицензионным товаром. Аналогично поступили два ведущих производителя телевизоров, которые перевели конвейеры радиозавода в Александрове, под Москвой, с производства пиратской на оригинальную продукцию.
Columbia Tristar завязал с российскими пиратами войну цен. Американский гигант индустрии развлечений открыл под Москвой свое производство DVD, снизив цену с 30 долларов до 10. И хотя это все еще дороже, чем пиратские копии, но все же уже близко. Сбыт заметно увеличился.
Но не только иностранным фирмам приходится бороться с производителями пиратской продукции. Российские фирмы тоже оказались в условиях нечестной конкуренции. Так, уральский производитель косметики 'Калина' вынужден защищать свой товарный знак 'Маленькая фея' против изделий 'Моя фея', которые выпускают конкуренты. Это же относится и к производителям бензина. В Москве каждый пятый, а в провинции - каждый второй литр бензина поддельный. В таком же положении находятся и водочные заводы, которым приходится бороться с конкуренцией со стороны дешевой подпольной водки.
Подделка торговых знаков является не только экономическим преступлением, она может представлять угрозу и для жизни. По данным Министерства здравоохранения, в России ежегодно умирают от 30 000 до 40 000 человек в результате употребления поддельной водки. Опасно для жизни и приобретение автомобильных запчастей на московских рынках. Потому что тормозное устройство производства, якобы, фирм BMW или Mercedes, может не иметь никакого отношения к настоящему производителю. Оно может быть собрано из изношенных деталей или из дешевых заменителей. Поход в аптеки может тоже оказаться небезопасным. Покупатели должны считать, что им повезло, если они приобрели 'Виагру' из прессованного мела или если препарат не окажет никакого действия. В Волгограде было госпитализировано 1000 человек, потому что поддельный инсулин был грязным. Эксперты считают, что доля поддельных медикаментов на российском рынке составляет 20 %. Особенно популярны плагиаты антибиотиков, болеутоляющих средств и инсулина. При этом призвать к ответственности изготовителей яда можно только за подделку торгового знака.
Паровой каток движется вперед и назад. Под ним - тысячи хрустящих компакт-дисков. Пока что российская милиция демонстрирует свою решимость в борьбе против пиратства. Андрей Старостин, заместитель начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями, опровергает утверждение, что его ведомство с пиратами заодно. Со своей стороны он обвиняет владельцев оригинальных товарных знаков в бездействии. Многие из них не подают заявлений в милицию, поэтому милиция и не начинает расследований. Но Старостин не говорит одного: уличенный изготовитель пиратской продукции будет обязан уплатить штраф в размере всего 35 евро. На этом дело и заканчивается. Кроме того, большая часть из конфискованных компакт-дисков не попадает под каток. Три из четырех снова оказываются на прилавках. Но их продают уже фонды ветеранов милиции или юстиции.