На этой неделе Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (в миру - Владимир Михайлович Гундяев), наиболее вероятный преемник Алексия Второго на посту Патриарха всея Руси, заявил, что Русская Православная Церковь представляет собой 'духовную' защиту от заграничного влияния и играет исключительную роль в жизни православных христиан, оказавшихся за пределами Российской Федерации.
Это заявление было сделано по случаю 20-летия со дня назначения Кирилла главой Смоленской епархии. А через три месяца митрополит будет отмечать годовщину со дня включения Калининграда в состав своей епархии, после которого он получил официальный статус митрополита двух областей.
Однако, как прежде, так и сегодня, после того как 'оранжевая революция' поставила под сомнение авторитет Московской Церкви на Украине, основная деятельность митрополита связана с влиятельным Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП), который он возглавляет с ноября 1989 года. Будучи председателем ОВЦС МП Кирилл обязан не только отстаивать интересы Русской Православной Церкви за границей и налаживать международные отношения, но и защищать духовное пространство России от влияния извне.
В этом смысле он сыграл ключевую роль в урегулировании конфликта, связанного с проблемой подчинения православных церквей в Эстонии, активно выступая за их сближение с Русской Православной Церковью за рубежом. Его частые появления на международных мероприятиях религиозного характера в качестве официального представителя Московского Патриархата давно уже стали привычными для всех.
Что касается публичных выступлений, то здесь митрополит Кирилл оставил далеко позади самого патриарха - он уже давно ведет свою программу на телевидении. Кроме того, Кириллу принадлежит заслуга воскрешения древней христианской доктрины 'территориальности' и применения ее, в первую очередь, на территории Российской Федерации.
Как говорит Майкл Бурдо (Michael Bourdeaux), ведущий специалист по религиозным проблемам России, согласно этому учению, основоположником которого считается Киприан Карфагенский, 'только одна церковь имеет право главенствовать на отдельно взятой территории' (http: //thetablet.co.uk/egi-bin/register.cgi/tablet-00092). Кирилл достаточно часто использовал этот аргумент не только против протестантских миссионеров, наводнивших Россию после распада Советского Союза, но и против римских католиков и Ватикана.
Будущий Митрополит Смоленский и Калининградский родился в Ленинграде в ноябре 1946 года. После окончания Ленинградской духовной академии в 1970 г. он достаточно быстро поднялся на вершину церковной иерархии. В период с 1971 по 1974 гг. Кирилл являлся представителем Московского Патриархата на Всемирном Совете Церквей. Затем занимал руководящий пост в одной из семинарий и принимал непосредственное участие в церковных мероприятиях, связанных с преодолением последствий ядерной катастрофы в Чернобыле и празднованием тысячелетия крещения Руси. Прежде чем занять свой настоящий пост митрополит Кирилл долгое время находился в ранге Епископа Выборгского. Более подробную биографию митрополита Кирилла можно найти на сайте Русской Православной Церкви (http://russian-orthodox.church.org.ru/biokirru.htm).
На всем протяжении своего служения Церкви Кирилл, как и другие высокопоставленные российские церковники, постоянно обвинялся в том, что он является агентом советских спецслужб и неизменно ставит политические интересы Москвы выше своих собственных. Прошлое продолжает преследовать его и по сей день, вызывая подозрения относительно мотивов, которыми он руководствуется, и зачастую осложняя его отношения с духовенством в других странах.
Вполне возможно, что при советской власти у митрополита и его приближенных просто не было выбора. Если служители церкви отказывались сотрудничать с КГБ, советские власти запросто могли замедлить их восхождение к вершине церковной иерархии, что регулярно и происходило. Особенно пристальное внимание и контроль со стороны спецслужб вызывали служители церкви, которые выезжали в другие страны.
Государственные архивы, ставшие доступными на короткий срок в начале 90-х годов прошлого столетия, подтвердили тот факт, что Алексий Второй был завербован КГБ в феврале 1958 г. в Эстонии, причем сотрудники КГБ не переставали нахваливать его за 'ревностное отношение' к порученным заданиям и предоставление органам 'материалов, заслуживающих внимания' (см. статью Майкла Бурдо на сайте http: //religion-online.org/showarticle.asp?title=2099 и воспоминания церковного диссидента Глеба Якунина от 17 мая 1996 г. в газете 'Экспресс-хроника').
Существуют определенные основания полагать, что митрополит Кирилл также поддерживал тесные отношения с КГБ. В 1992 г. бывший сотрудник КГБ А. Шушпанов в интервью газете 'Аргументы и факты' (N 8 (1992)) подробно описал, какое участие принимал КГБ в деятельности ОВЦС МП под руководством Кирилла. По словам Шушпанова, основная задача отдела заключалась в оказании помощи агентам КГБ в их работе.
После распада Советского Союза ситуация коренным образом изменилась. Теперь российские спецслужбы делали все возможное и невозможное, чтобы предотвратить раскрытие своих агентов, внедренных в церковную иерархию, и зачастую обвиняя тех, кто пытался сделать это, в государственной измене (см. исследование Джона Данлопа под названием 'Деятельность КГБ в Русской Православной Церкви' от 20 марта 1992 г., стр. 51-53).
Нет ничего удивительного в том, что высокопоставленные церковники вроде Алексия Второго и Кирилла не спешат признаваться в своих отношениях с советскими спецслужбами. Вместо этого, когда речь заходит об их прошлом, они предпочитают отделываться общими фразами и говорить о том, с какими проблемами они тогда сталкивались и какие замечательные перспективы открываются перед ними сегодня. И в самом деле, именно об этом говорил Алексий Второй в своем обращении к Митрополиту Смоленскому и Калининградскому по случаю вышеупомянутой годовщины (http: // religare.ru/print13657.htm).
Сегодня перед митрополитом Кириллом встают новые проблемы как дома, так и за рубежом. Он почти наверняка попытается предотвратить выход украинской православной паствы из-под влияния Московского Патриархата и ее последующее присоединение к одной из украинских православных епархий или Вселенскому Патриархату Константинополя.
В то же время митрополит будет продолжать настаивать на расширении общественной роли православия среди россиян и стремиться к ограничению миссионерской деятельности представителей других религий на территории Российской Федерации; в особенности это справедливо в отношении деятельности Римской Католической Церкви.
Намерения Кирилла не многим отличаются от амбициозных планов Кремля. Все это, безусловно, лишний раз вызывает у многих подозрения в том, что митрополит сохранил свои давние связи со спецслужбами, и эти подозрения значительно осложнят ему задачу по достижению поставленных целей у себя дома и на международной арене.
И если он не достигнет успеха на обоих направлениях, то возможность стать преемником Алексия Второго может ускользнуть от него. Стало быть, митрополит Кирилл в ближайшем будущем окажется тем человеком, за которым стоит понаблюдать, раз уж он претендует на роль духовного защитника православия в России и Украине.
Пол Гобл - преподаватель Евроколледжа Тартуского университета (Эстония)