Так случилось, что Башар Асад не назначал дату своего первого государственного визита в Москву. В действительности он хотел навестить Владимира Путина еще год назад, но тогда Ариэль Шарон оказался более желанным гостем для Москвы. Узнав об этом, Ассад попытался опередить премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Однако и здесь ему не повезло. Россия предпочитает играть по своим правилам в ближневосточных делах, и поэтому переговоры Башара Ассада в Москве спустя четыре года после того, как он стал президентом, отнюдь не похожи на общение равноправных партнеров.
Обе стороны - а также Вашингтон - прекрасно понимают, что Россия стремится восстановить свои стратегические позиции на Ближнем Востоке и вернуть то влияние, которым она обладала до того, как выступила против войны в Ираке и до того, как пошла на сближение с Саддамом Хусейном и его режимом. Кроме того, Россия не возобновила свое участие в работе ближневосточной четверки по политическому урегулированию конфликта между Израилем и Палестиной, несмотря на то, что роль этой ближневосточной группы уже не так велика.
Но новым рычагом влияния для Москвы может стать Дамаск, при условии, что он присоединится к некоему политическому процессу.
Но так как ничего подобного в ближайшем будущем не ожидается, по крайней мере, до вывода войск [примеч.: очевидно, автор имеет в виду вывод сирийских войск из Ливана], Сирия пока может оказаться полезной для России на другом поприще. Дав Вашингтону понять, что она сможет подтолкнуть Сирию к участию в событиях в Ираке, особенно накануне парламентских выборов, и убедив президента США Джорджа Буша в том, что Путин может содействовать реализации резолюции 1559 Совета безопасности ООН, предусматривающей вывод сирийских войск из Ливана, Россия могла бы увеличить свой стратегический вес на Ближнем Востоке. Кроме того, у нее в руках есть и еще один козырь - тесные связи с Ираном и теплые отношения с Турцией и новым Ираком.
Таким образом, Россия пытается восстановить влияние, которое некогда имел Советский Союз, в качестве противовеса роли США в ближневосточном регионе, которая особенно возросла в последние годы.
Однако за такие амбиции придется дорого заплатить. На этот раз России пришлось простить большую часть сирийского долга - 13 миллиардов долларов - оставшегося со времен правления Хафеза Асада. Для Сирии же, которая и без того отказывалась выплачивать долг в нужном объеме, так как была не согласна с суммой долга, это стало своего рода избавлением от тяжкого бремени.
Однако восстановленный авторитет стоит больше, чем простое объявление о прощении 10 миллиардов долга, особенно учитывая, что Россия и так давно потеряла надежду когда-нибудь увидеть эти деньги. Таким образом, вопрос заключается в том, стремится ли Россия играть такую же роль в регионе, как когда-то Советский Союз, и станет ли она снова поставлять оружие странам Ближнего Востока.
Обсуждение поставок российских ракетных комплексов в Сирию было решено на время отложить, но это не исключает возможности заключения сделок во время пребывания Ассада в Москве по поставке других видов вооружений. Даже Сирия, учитывая нестабильность ее политического и экономического положения, может выдвинуть встречные требования в обмен на укрепление влияния России в самом сердце ближневосточного региона. Например, она может потребовать от Москвы обеспечения обороны в случае возможного вторжения со стороны Израиля или США. Но Россия прекрасно понимает, какую цену ей придется заплатить, и будет только рада обеспечить обороноспособность своего нового друга.