МОСКВА - Каждый раз, вспоминая о трагедии холокоста, как сегодня, в день 60-летия освобождения Освенцима, это сделают лидеры ведущих стран мира, мы всегда задаемся вечным вопросом: где был Бог, когда творилось это зло?
Смертным бесполезно пытаться объяснить неисповедимые пути Господни. Как именем Господа говорит нам пророк Исаия, 'Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет'. Но всегда мы знаем, что когда страдает человек, страдает и Господь за него, и плачет горше, чем родитель за дитя свое.
Но ведь Бог дал человеку право на волеизъявление свое, чтобы человек менял мир вокруг себя к лучшему, и сейчас мы должны сказать, что наша независимость для нас важнее всего остального, ибо она для нас перевешивает рвущую боль от воспоминаний о том, как человек употребил свою волю во зло ближнему своему. Сейчас мне ясно как никогда, что шестьдесят лет назад Господь смотрел на нас и ждал от нас ответа на гораздо более важный вопрос: где же Человек, когда творится такое зло?
Где Человек, способный отличить добро от зла, Человек, у которого есть силы действовать и созидать? Где тот Человек, что понимает святость человеческой жизни, и почему люди на земле не пытаются остановить надругательство над ней?
Да, тогда мир объединился, как никогда раньше, и сумел остановить нацистскую военную машину. Но почему понадобилось так много времени? Почему так долго мир хотел верить в то, что, подкармливая зло, можно остановить его рост? Почему союзники перешли в наступление лишь тогда, когда наци уже стояли у них на пороге? Почему так много невинных людей должны были умереть страшной смертью, прежде чем человечество осознало, что нацизм есть зло?
И поэтому сейчас мы говорим: это было в последний раз.
Однако, как бы ни грустно это звучало, сегодня мы столкнулись с терроризмом, который есть не что иное, как нацизм двадцать первого века. И снова мы должны спросить себя: смотрит ли Человек в лицо этой новой страшной угрозе?
Террористы хотят того же, чего некогда добивались наци - власти над миром. Как и наци, террористам все равно, кто станет их жертвами. Они ненавидят всех цивилизованных людей - и нью-йоркского бизнесмена, и иерусалимского подростка, сидящего в кафе, и бесланского ребенка, впервые вошедшего в двери школы, и едущего из пригорода на работу мадридца, и туриста на Бали. Для них мир разделен на две части - 'правоверных' - таких же, как они, 'высшую расу' - и всех остальных - 'неверных'.
Вести войну против них в одиночку не сможет ни одна страна, как бы могущественна она ни была. Весь Свободный мир должен сплотиться во имя и для блага человечества. Нового врага нужно четко указать, сформировать новый союз против него, объединить свои возможности и нанести сокрушительный удар.
То, что произошло шестьдесят лет назад - и наша трагическая нерешительность перед лицом врага, и наше объединение и окончательная победа - преподало нам урок, равного которому не было и нет в человеческой истории: весь цивилизованный мир держится на вере в то, что Всемогущий Создатель всех людей на земле наделил равными правами. Как часто говорил мой великий учитель ребе Менахем Мендель Шнеерсон (Menachem Mendel Schneerson), 'Главное, что позволяет соблюдать мораль и достоинство и жить в мире и согласии - ответственность всех перед Всемогущим Оком, которое видит, и Ухом, которое слышит все, что мы делаем и мыслим делать. Человеческая жизнь - драгоценный дар, которым оделил нас Создатель, и охранять его неустанно - долг всего человечества'.
Мы не имеем права ждать очередного удара террористов, чтобы наконец понять, насколько они опасны. Сила, попирающая человеческую жизнь и свободу, угрожает не только тем, кто рядом и до кого она может дотянуться. Она угрожает людям на всей Земле, и подрывает самую сущность свободы и жизни. Ибо сказано во Второзаконии: 'Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими'. Сила закона в том, чтобы удерживать слабых от недостойных поступков, и закон есть основа безопасного и спокойного мира. Будем же надеяться, что новый международный союз - достаточно сильный, чтобы защитить мир без единого выстрела, одним лишь фактом своего существования - взрастет на твердой основе диктатуры закона.
Создание этого союза зависит от нас. И пусть сегодняшний день будет днем, когда все цивилизованные народы примут для себя всемирный закон, идущий от самого Господа, уважающий святость жизни, достоинство и свободу каждого мужчины, женщины и ребенка на этой планете.
Если шестьдесят лет назад столь разные народы смогли объединиться ради выживания Человека, что же они медлят сейчас, когда наши системы ценностей так сильно сблизились?
Берл Лазар - главный раввин России
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Кровь Освенцима в венах Израиля ("ABC", Испания)
Освенцим взывает к Европе ("The Financial Times", Великобритания)
Вечная память ("The Guardian", Великобритания)