США еще остаются доминирующей мировой державой, тем не менее, уже начался дележ властных полномочий. Европейцы обретают новое самосознание, Китай - на пути превращения в мировую державу, сомнения появляются в самих США. Претензиям на ведущую роль грозит опасность, поскольку США слишком мало считаются с международными альянсами и теряют экономическое влияние, сказал вчера в Давосе Барни Фрэнк (Barney Frank), депутат Конгресса от Демократической партии.
В связи с новыми вызовами времени, такими, как борьба против терроризма и кризис на Ближнем Востоке, меняются классические формы партнерства США, как, например, трансатлантический альянс, сказала Элисон Бейлс (Alyson Bailes), директор Стокгольмского института исследования проблем мира: 'ЕС вступает на совершенно иной, чем США, путь'.
США с момента распада Советского Союза были неоспоримо ведущей всемирно-политической державой: военное, экономическое и культурное доминирование Америки суммировалось в политическое влияние, какое не имело места со времен Римской империи. Где бы ни возникали региональные конфликты, все надежды сначала связывались с США, независимо от того, на Балканах ли или на Ближнем Востоке. Америка при этом играла роль мирового жандарма.
Положение изменилось после террористических актов, совершенных 11 сентября: с момента получения этой травмы, связанной с осознанием своей уязвимости, Буш (Bush) преследует курс агрессивного мирового жандарма. Кампанию против террора он понимает как историческую миссию, не имеющую границ. Мировую политику Буш рассматривает в первую очередь через призму антитеррористической борьбы. 'Я не уверен, что президент в данном случае представляет мнение большинства американского населения', - говорит теперь депутат-демократ Фрэнк в Давосе.
Как выяснилось в Давосе, утратила Америка ведущую роль и в экономике. Конечно, самая крупная в мире экономика с ее динамикой пока еще остается локомотивом конъюнктуры. Но все же рекордный дефицит бюджета и внешней торговли оказывает давление на доллар и ведет к усилению перекосов в мировой экономике. Поэтому депутат Фрэнк выступает за новый реализм: 'Мы можем быть мировой державой в военном отношении, но в экономическом плане демонстрируем некоторую слабость'.