ВАШИНГТОН, 27 янв - РИА "Новости", Аркадий Орлов. За четыре гола пребывания в Белом доме администрация Джорджа Буша выплатила рекордную сумму - более $250 миллионов частным пиар-компаниям для ведения скрытной государственой пропаганды в американских СМИ.
Такой вывод содержится в докладе, подготовленном в среду для конгресса США по просьбе группы американских законодателей во главе с лидером демократов в палате представителей конгресса Нэнси Пелоси.
В полученном РИА "Новости" тексте доклада подчеркивается, что только в минувшем году по 60 контрактам на эти цели пиарщикам было перечислено $88 миллионов.
Со ссылкой на контрольные органы конгресса в докладе сообщается, что Белый дом, в частности, "занимался незаконной "тайной пропагандой" посредством найма пиар-компании для производства и распространения сфабрикованных видеовыпусков новостей".
Нарушением в США считается размещение в СМИ материалов без указания источника их "правительственного" происхождения.
По такой схеме ряд министерств США оплачивали услуги известных обозревателей и журналистов для поддержки ими правительственных инициатив в своих материалах на телевидении, радио и печатных изданиях, сообщается в докладе, где отмечается, что за годы пребывания у власти администрации Буша выделяемые на эти цели суммы "более чем удвоились".
В документе говорится также, что правительственные контракты на работу с американским СМИ получали около 15 ведущих пиар-фирм США, которые за четыре года работы администрации получили в общей сложности 286 контрактов.
Самые большие суммы от администрации Буша за последние четыре года получило пиар-агентство "Ketchum Communications" ($97 миллионов), за которым следуют "Matthews Media Group" ($51 миллион), "Fleishmann Hillard" ($41 миллион) и "Porter Novelli" ($33 миллиона).
В докладе также сообщается, что инициативная группа в составе десяти членов палаты представителей обратилась в среду с официальным запросом в особое управление конгресса США по расследованиям о выявлении всех данных "по расходам исполнительной власти в области пиара".
В среду в конгресс США был внесен также законопроект о запрещении практики "тайной пропаганды" в американских СМИ по линии американского правительства.
При этом в законопроекте предусмотрено, что конгресс получит право надзора над всеми контрактами федерального правительства США, заключаемого им с пиар-фирмами.
Законопроект содержит требование об обязательном разглашении государственного происхождения всей рекламы и информации, оплачиваемой федеральными структурами, и предусматривает административное и уголовное наказание за нарушение этого требования.
Доклад конгресса и законопроект появились в связи с громким скандалом, возникшем в США после того как в прессу просочились сведения о крупных суммах, конфиденциально выплаченных государственными ведомствами сразу нескольким известным американским журналистам.
Популярный телеведущий Армстронг Уильямс, например, получил $241 тысячу за то, чтобы во время своего появления на телеэкране "продвигать" инициативы министерства образования США.
На пресс-конференции в среду президенту США Джорджу Бушу пришлось оправдываться за контракт с Уильямсом и за другие аналогичные действия федеральных структур.
"Мы в Белом доме об этом ничего не знали", - заявил Буш, подчеркнув, что по его мнению министерство образования совершило ошибку и что взаимоотношения между властью и СМИ должны выстраиваться по-другому.
"Нужно, чтобы между Белым домом и прессой, между администрацией и прессой были хорошие и независимые отношения", - сообщил он.
"Министры нашего кабинета должны знать, что мы не будем платить комментаторам за продвижение наших планов", - подчеркнул президент США.