По традиции в первый день Мирового экономического форума (МЭФ) в Давосе анализу было подвергнуто экономическое положение в мире. Перспективы на 2005 год в принципе были оценены как неплохие. Тем не менее, в среднесрочном плане поводом для тревоги стал вопрос неравенства в планетарном масштабе. По единодушному мнению, здесь рано или поздно придется вносить коррективы. Но как это должно быть сделано, осталось неясно.
Уже по причине своего названия по МЭФ в Давосе каждый год сверяют пульс мировой экономики. Подготовленный корреспондентом 'Financial Times' Мартином Вольфом (Martin Wolf) репрезентативный опрос участников форума показал отсутствие большой тревоги относительно непосредственного будущего экономики. В настоящее время почти полностью исчезли кризисные очаги. Азия находится в завидной форме. Опасность жесткого приземления Китая в этом году на повестке дня не стояла, в большей мере в ходу был тезис, представленный Такатоши Ито (Takatoshi Ito), профессором Токийского университета, что, мол, Китай может в течение нескольких лет рассчитывать на темпы экономического роста на уровне 10%. Ито привел в качестве доказательства показатели развития Японии в пятидесятые и в шестидесятые годы. Что касается самой Японии, то в настоящее время он-де почти не видит каких-то больших рисков, связанных с конъюнктурой.
Мир, ставший более динамичным
Якоб Френкель (Jacob Frenkel), бывший глава Центрального банка Израиля, констатировал, что более динамичной стала не только Азия, но и весь мир. Кардинально изменилась растущая экономика таких значимых стран, как Бразилия, Мексика, Россия и Турция, вызывающие в последнее время интерес инвесторов, сказала Лаура Тайсон (Laura Tyson), бывший экономический советник президента Клинтона (Clinton), а теперь декан Школы экономики в Лондоне, она даже отметила некоторые позитивные аспекты, имеющие место в Европе. Недавно, сказала она, Старый Свет в связи с высоким обменным курсом и из-за высокой цены на нефть как регион, особо зависимый от нефти, остановился в своем развитии. Но все же были начаты некоторые осторожные реформы, и в Германии, например, профсоюзы стали значительно более гибкими. Кроме этого, в Европе только сейчас в полной мере станут ощутимыми в плане повышения производительности последствия больших инвестиций в информационные технологии, прежде всего, в сфере услуг.
Америка экономит слишком мало
Наконец, говорили о сохранении центральной роли американской экономики и ее роста в плане состояния мировой экономики. Не были совсем неожиданными условия, ставящие в зависимость развитие мировой экономики в среднесрочной перспективе, и тоже связанные в основном с ролью США. Особую тревогу вызывает двойной дефицит: внешней торговли и бюджета. Иными словами, как выразился Стивен Роуч (Stephen Roach), Америка слишком мало экономит.
Главная вина была возложена не на государство, а в большей мере на частные компании. Последние практически больше не экономили, о чем свидетельствует доля частного потребления в размере 71% внутреннего валового продукта. Последние 25 лет эта доля находилась в среднем на уровне 67%. Рано или поздно придется делать корректировку. Вопрос, каким должен быть процесс этой корректировки по форме и по продолжительности, остается открытым. Все же, как показалось, участники расценили корректировку в плане повышения реальной процентной ставки в США в качестве шага, дающего более быструю отдачу. За счет этого можно было бы уменьшить внутренний спрос, а, значит, и импортные потоки. В то же время обесценение доллара приводит к тому, что путь к сокращению в достаточной мере и в приемлемые сроки внешнеторгового дефицита может занять слишком много времени. Мартин Вольф подвел в дискуссии, видимо, верный знаменатель, сказав, что дела в мировой экономике в настоящее время обстоят хорошо, поскольку-де сохраняется дисбаланс. Однако вопрос заключается в том, как долго может так продолжаться, и какой может быть корректировка, если дело однажды дойдет до нее.