Владислав Бартошевский, которому уже 83 года, возглавляет Международный совет музея Освенцим-Бжезинка. Этот польский историк, бывший министр иностранных дел Польши, был узником Освенцима с 1940 по 1941 год. Он - один из 6 000 поляков, признанных Яд Вашемом, израильским институтом Шоаха в Иерусалиме, 'праведниками'.
Le Figaro - Разделяете ли Вы мнение социолога Жан-Шарля Сюрека (Jean-Charles Szurek), согласно которому, поляки были 'народом-свидетелем'?
Владислав Бартошевский - Пожалуй, полякам известно об этом чуть больше, чем остальным. Я и сам, в качестве военнопленного, участвовал в уничтожении деревень, расположенных на том месте, где был построен лагерь Бжезинка. Но мы в то время и представить себе не могли, что немцы будут вершить там такие ужасы. Однажды, на коллоквиуме в Яд Вашеме, кто-то спросил меня, сделали ли поляки достаточно для того, чтобы спасти евреев. Я ответил: конечно, нет, но и никто не сделал достаточно! Первые транспорты с евреями прибыли 28 марта 1942 года. В октябре Ян Карский, один из основных связных польского сопротивления, приехал в Лондон с документами, свидетельствовавшими о том, что в Польше происходит уничтожение евреев. Он говорил об этом с Черчиллем, с Рузвельтом, которые ответили ему, что в интересах победы союзников лучше держать это в тайне. 10 декабря польское правительство в изгнании в Лондоне направило союзникам ноту, в которой сообщалось о том, что происходит. 17 декабря союзники выступили с заявлением, в котором просто отмечалось, что немцы понесут ответственность за эти преступления. В нем не было даже предупреждения, даже угрозы международных репрессий!
Польша была основной ареной шоаха. Освенцим-Бжезинка, Бельзец, Майданек, Треблинка, Собибор, Хелмно... Почему большая часть лагерей уничтожения были построены в Польше?
Потому что именно в Центральной Европе проживали самые большие еврейские общины. Четыре пятых из шести миллионов уничтоженных нацистами евреев происходили из Центральной Европы. С географической точки зрения городок Освенцим был идеально расположен и обладал отличной железнодорожной сетью. Эйхман объяснил это в ходе процесса над ним. И потом, перефразируя Альфреда Жарри (Alfred Jarry), это происходило в Польше, а значит, нигде. Это устраивало немцев, которые предпочитали держать в тайне, каков будет исход.
Поляков нередко осуждали за антисемитизм.
Такой антисемитизм существует. И правда, имели место погромы, которые производили поляки, но не стоит преувеличивать. Стоит ли напоминать, что большинство правительств в зоне оккупации сотрудничали с немцами? Дивизия СС Викинг состояла из датчан и норвежцев, дивизия СС Валлония - из бельгийцев. Может ли кто-нибудь назвать датчан, норвежцев или бельгийцев антисемитскими народами?
Какое значение следует придать 60-й годовщине?
Прежде всего, это, наверно, последняя круглая дата, которую смогут отметить те, кто пережил Освенцим. Через десяток лет нас уже не будет. Не будет больше свидетелей. С психологической точки зрения это очень важно. Кроме того, торжества приходятся на тот момент, когда десять новых членов только что вступили в Европейский Союз. Во всех этих странах, за исключением Кипра, люди подвергались депортации. Освенцим - это часть их общей истории. Как говорил венгерский писатель Имре Кертеш (Imre Kertesz), такое имело место в христианской культуре. Европа переживает поворотный момент своей истории, а это время подведения итогов. Эти торжества могут способствовать формированию нового европейского сознания.